Кому кризис, а кому мать родна. Петербургские чиновники даже в суровые экономические времена продолжают грезить прожектами - столь же бессмысленными, сколь и обременительными для городского бюджета. Среди них - строительство нового ледокола за 1 миллиард рублей, модернизация мукомольного комбината, создание собственной круизно-паромной компании и дорогущий переезд «Академии цифровых технологий» в особняк Кушелева-Безбородко.
Вообще, всё перечисленное не является задачей власти, это - сфера компетенции частного бизнеса. Можно ли, к примеру, представить, чтобы в какой-то цивилизованной стране чиновники настолько беспардонно вламывались в рынок, имея в госсобственности мельничную фабрику или организуя коммерческие круизы? Конечно, нет. Но Россия, как известно, - «отдельная цивилизация». Поэтому оба затратных проекта поддерживались сначала при Полтавченко, а теперь - при Беглове.
И кризис почти не отразился на всех этих планах. Одно обидно - в 2020 году потратить много денег из похудевшего городского бюджета не удастся. Но это не беда. Впереди - 2021-й и 2022-й. И уж тогда-то прожекты получат финансирование на всю катушку.
Впрочем, даже в нынешнем году расходы на тот же мукомольный комбинат остались в Адресно-инвестиционной программе Петербурга. Правда, если раньше чиновники Смольного строили планы по переводу его на Парнас, то теперь речь идет о модернизации существующего мельничного комплекса на проспекте Обуховской Обороны.
Ах, какие это были мечты! На Парнасе был подобран участок в 28 гектаров, подсчитана сумма строительства нового элеватора - 4,2 миллиарда рублей из городского бюджета (это почти десятая часть стоимости стадиона на Крестовском!). Бюрократическая машина закрутилась, готовясь перемолоть деньги налогоплательщиков. На бумаге к 2024 году новый мукомольный комбинат должен был начать работу.
Теперь этот план временно отложен на край стола. Решено ограничиться модернизацией государственной мельницы на ее нынешнем месте. На «проектирование модернизации» в Адресно-инвестиционной программе предусмотрено 19 миллионов рублей в 2020 году и 100 миллионов рублей - в 2021-м. Конечно, это не 4,2 миллиарда. Но ведь впереди еще строительные работы! К тому же никто не запретит чиновникам впоследствии вернуться к идее перевода «мукомолки» на Парнас. Или построить там ее филиал.
Главный вопрос во всей этой истории - зачем власти Петербурга занимаются производством муки? Это - конкурентный рынок, в городе есть сразу несколько крупных частных мельничных комбинатов. Завозится мука и из других регионов России. Оказывается, держать собственную «мукомолку» чиновникам необходимо «в целях продовольственной безопасности» (так записано в официальных бумагах). А «чужая» мука - якобы некачественная.
И вот под этим соусом организован целый ГУП «Продовольственный фонд Санкт-Петербурга», занимающийся в настоящее время почти исключительно мельничным производством. «В целях продовольственной безопасности» еще в 2010 году этот ГУП приобрел немецкое мукомольное оборудование на сумму 17 миллионов евро. Но на существующих площадях поставить его не смог - заграничный элеватор в старое здание просто не влез. Так и появилась идея переезда.
Давайте еще раз проследим хронологию событий:
1. Создается ГУП.
2. За большие деньги ГУП закупает заграничное оборудование.
3. Оборудование невозможно установить в старом здании.
4. Поэтому нужно построить за ещё большие деньги новое здание или, как минимум, перестроить существующее.
Вопрос: зачем вообще был нужен ГУП «Продовольственный фонд»? Для того, чтобы потратить бюджетные деньги?
Подоплека нелогичных действий власти понятна. Слова о «продовольственной безопасности» больше похожи на ширму, за которой скрывается тоска по советскому прошлому. Мукомольный комбинат им. В.И. Ленина загнулся еще в начале 90-х, а с помощью ГУП «Продовольственный фонд» его попытались реанимировать.
Но если мы возвращаемся во времена Госплана, если государство собирается управлять всеми предприятиями, а коммерсантам оставить парикмахерские и кафе, и то - лишь некоторые, об этом надо заявить прямо, а не прикрываться словесами о рыночной экономике.
Петербургская государственная «мукомолка» - это ведь всего лишь крохотный эпизод общероссийской тенденции. Вытеснение частного бизнеса и разрастание госсектора продолжается не первый год. Вместо регулятора рынка государство уже почти превратилось в главного и единственного участника рынка. Когда процесс завершится, махровая советская экономика будет воссоздана в худшем, гипертрофированном, виде.
Это плохо не только потому, что предпринимательский класс значительно сузится. И не только потому, что нельзя войти в одну реку дважды. «Госбизнес» требует колоссальных бюджетных расходов. И фактически за огосударствление экономики заплатит каждый из нас - своими налогами.
К тому же причуды чиновников в плане трат бюджетных средств - они ведь безграничны. Год назад, к примеру, Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга решил обзавестись собственным… ледоколом длиной 42 метра с командой из восьми человек. Чтобы колоть лед на Неве. Стоимость проекта - 1,1 миллиарда рублей. Почти половину суммы - 495 миллионов - предполагалось потратить уже в 2020 году. В обосновании проекта тоже говорилось о необходимости обеспечения безопасности - только уже не «продовольственной», а «экологической».
Состоялся тендер, был определен победитель. Но итоги госзакупки вызвали вопросы у ФАС, а потом начался кризис. Сейчас новый ледокол, как и новое здание «мукомолки», отложены до лучших времен. Но от идеи, как грохнуть миллиард, чиновники не отказываются. Как только налоговая база восстановится, ледокол, несомненно, «всплывет».
А в феврале 2020 года, аккурат накануне пришествия коронавируса, в Петербурге началась реализация еще более удивительного со всех точек зрения проекта: Смольный приступил к созданию круизно-паромной компании и объявил о планах построить аналог «Принцессы Анастасии». Может быть, «в целях туристической безопасности»?
Учредителем компании «Балтийские пассажирские линии» стало принадлежащее городу АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Общие затраты, с учетом инфраструктуры, оценивались в 27,4 миллиарда рублей. 19 миллиардов из них должны были уйти на строительство круизного лайнера. Деньги хотели частично запросить у федеральных властей, а частично - взять из городского бюджета.
До кризиса планов было громадье: команда Беглова мечтала, как белоснежный корабль, построенный Объединенной судостроительной корпорацией (глава совета директоров - Полтавченко; именно во времена его губернаторства возникла идея создать городскую судоходную компанию), к 2026 году пойдет по балтийским водам. Даже карта была нарисована с портами захода: вся Скандинавия, Прибалтика, Калининград, Германия.
Теперь с «суперпаромом» ясности гораздо меньше. Просить в Москве миллиарды на дублера «Принцессы», в то время как Петербург сокращает программу строительства метро и транспортных развязок, как-то не с руки: могут ведь в запале и послать на три буквы. Или даже на пять. И вот, как в случае с «мукомолкой», из рукава вытаскивается вариант «Б» - взять в лизинг «бэушный» паром и проверить, каков будет пассажиропоток. Типа маркетинговое исследование. Видимо, снова за счет казны.
Опять же вопрос: зачем Смольный пытается вломиться на рынок круизных путешествий - не в качестве регулятора, а в качества игрока? Какое отношение варианты «А» и «Б» имеют к функциям государственной власти? И как вообще подобный затратный проект с большим сроком окупаемости (по оценкам экспертов - до 18 лет) получил зеленый свет?
Иногда кажется, что обитателям Смольного (12 вице-губернаторов, больше 40 председателей комитетов), а также руководителям ГУПов (тоже больше 40 человек) просто нечем заняться, и они плодят прожекты, чтобы продемонстрировать свою креативность и незаменимость. И действительно, продажа мукомольного комбината частному бизнесу подчеркнула бы ненужность ГУП «Продовольственный фонд», поэтому продавать нельзя - надо «модернизировать». С другой стороны, если бы руководителей Комитета по природопользованию посадили в качестве команды на ледокол, который они продвигают, а капитаном судна назначили бы их куратора - вице-губернатора Кириллова, уже некому было бы предлагать новые, затратные для города, придумки.
Особенно печально, что город наступает на одни и те же грабли. Сколько шуму в свое время было вокруг Водной академии, которую организовал «Водоканал», потратив на это 1 миллиард рублей! И вот Комитет по образованию открывает «Академию цифровых технологий» (АЦТ) - государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение. Потрачено более полумиллиарда только за прошлый год. Это без учета фонда оплаты труда - по некоторым сведениям, он составляет около 100 миллионов рублей в год.
А главное - были планы потратить еще 10 миллиардов рублей на реконструкцию особняка Кушелева-Безбородко, в который собирались переместить Академию цифровых технологий. Но денег в бюджете на это в связи с кризисом не нашлось - пока что. Тем не менее Европейский университет - под предлогом необходимости заселения детишек - из здания выгнали. Бюджет потерял доходы в виде арендных платежей и приобрел головную боль в виде расходов на содержание АЦТ и ремонт особняка на Гагаринской улице.
Опять же - и организацию академии, и ее содержание, а значит, и ремонт старинного здания на Гагаринской, можно и нужно было отдать бизнесу. Но нет - у чиновников так не принято. «Бизнесу верить нельзя, верить можно только в бюджетные ассигнования» - таков, похоже, их девиз.
Мы уже не говорим о том, что глупо и бессмысленно создавать с нуля за счет бюджета Петербурга Академию цифровых технологий в городе, где есть Университет ИТМО - один из ведущих технических вузов, в котором давно и успешно действует своя Академия информатики и программирования для старших школьников.
В северной столице и так множество учебных заведений, которые не вызывают восторга, зато имеют звучные «академические» названия. Зачем их плодить дальше? Так, к примеру, бывший Индустриальный техникум стройматериалов и деталей теперь носит гордое имя «Академия управления городской средой» и подчиняется Комитету по науке и высшей школе. Целый комитет под руководством многолетнего председателя Андрея Максимова курирует данное учреждение, а над ним еще нависает профильный вице-губернатор Владимир Княгинин. И просто удивительно, как эти пытливые умы до сих пор не додумались создать «Академию управления загородной средой», раз «Академия управления городской средой» уже имеется в наличии.
Вот так и получаются прожекты под эгидой Смольного. Они берутся из ниоткуда, из воздуха. Сегодня это - паромная компания, мукомольный комбинат, а что будет завтра? Может, господа чиновники собственную авиакомпанию захотят открыть? Тем более что в Смольном вице-губернатор Соколов есть - министр транспорта, пусть и очень бывший. Или сеть кофеен «У Ирины Петровны» в честь вице-губернатора Потехиной организуют? А может, банк под названием «БЭВ» («Батанов Эдуард Викторович») замутят?
Ну а что - лиха беда начало. Раз огосударствление экономики неизбежно, главное - чтобы ни один чиновник не упустил свой шанс.
Алексей НИКОЛАЕВ,
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»