По сведениям из разных источников, в Москве проявляют большую озабоченность низкими рейтингами врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Замеры проводят сразу несколько социологических служб, все результаты - для служебного пользования. Конкретные цифры нам неизвестны, но, если верить источникам, речь идет о 15 - 20 процентах готовых проголосовать за Беглова на выборах (такие показатели дают опросы по телефону и закрытые фокус-группы). Но главное даже не это. Рейтинг не растет. Более того, в январе он якобы даже снизился относительно декабрьских показателей.
Главная причина лежит на поверхности в буквальном смысле слова: это - неубранные от снега улицы, вызывающие крайнее раздражение у петербуржцев. Но есть и другие причины. По данным, которые стали известны «Интересанту», горожане в телефонных разговорах с социологами выражают недовольство самим фактом назначения сверху малоизвестного человека на пост врио губернатора.
Бронебойный аргумент «Ему доверяет Путин» больше не срабатывает - морально-психологическая атмосфера в обществе с сентября, когда было принято окончательное решение повысить пенсионный возраст, резко изменилась, что тоже фиксируют все социологические службы. Для чиновников и части элиты этот аргумент по-прежнему решающий, а для общей электоральной массы - уже нет.
Измерение рейтинга врио губернатора Петербурга проводится еженедельно. И если он не будет расти и дальше, придется менять тактику игры. Потому что у Кремля и администрации президента перед глазами примеры Приморья, Хакасии и Владимирской области. Допустить что-то подобное в Петербурге, родном городе Путина, - нельзя ни при каких обстоятельствах.
Разные источники называют одну и ту же дату - март, когда в Москве сделают окончательные выводы о перспективах Беглова на выборах. При этом замена «главного кандидата» рассматривается как нежелательный вариант - в том числе и потому, что других избираемых фигур на политическом поле просто нет.
Козак и Артемьев, чьи фамилии по инерции пережевывают в прессе, - это тот же Беглов, только вид сбоку. Избираемость у них - нулевая, никто их на Петербург не поставит.
Албин, который в силу харизмы и популярности у горожан мог бы показать неплохой результат, после отставки полностью выпал из информационного поля. Будем откровенны: вряд ли бы ему позволили поучаствовать в выборах в Петербурге, даже если бы он изъявил такое желание. По нашим данным, в Кремле идет обсуждение вопроса о назначении Албина полпредом президента в Сибирском федеральном округе.
Двигать на выборы Совершаеву, управленческие таланты которой ежедневно восхваляют некоторые петербургские СМИ, - большой риск с точки зрения системы сдержек и противовесов: она воспринимается как стопроцентная креатура Ковальчуков. Хотя, возможно, Совершаева набрала бы даже больше голосов, чем Беглов, если бы ей позволили баллотироваться.
Для Петербурга абсолютно беспроигрышным кандидатом был бы единственный человек - Дмитрий Медведев. Стань он губернатором - и в город сразу придут и крупнейшие инвесторы, и федеральные деньги. В короткие сроки Петербург обретет статус второй столицы в реальности, а не как сейчас - на бумаге. И главное - над Медведевым будет только один начальник - Путин, а не так, как над тем же Бегловым, - человек десять кураторов. Но замена премьер-министра вряд ли присутствует в сегодняшней повестке дня, поэтому мечты политической, культурной и бизнес-элиты о губернаторе Медведеве, скорее всего, так и останутся лишь мечтами.
Ну а если Беглова менять в марте все-таки не будут, остается только один вариант: раскручивать его с удвоенной, утроенной силой. И вот здесь-то есть риск совершить фатальную ошибку.
На выборах 1996 года Анатолий Собчак проиграл не только потому, что Петербург воспринимал его скорее как светского льва, а не градоначальника, и голодную публику очень раздражали бесконечные приемы и презентации, в которых участвовал мэр. Основная проблема была в том, что команда Собчака перекормила город агитацией и пропагандой. Накануне дня выборов все улицы были увешаны его портретами с самодовольным лозунгом: «Мэра - в губернаторы!». Собчак преследовал горожан через каждые десять метров. И сработал эффект тошноты.
Нечто похожее мы снова наблюдаем сейчас в Петербурге. Предвыборная кампания еще не стартовала, а электорат уже перекормлен Бегловым. Его очень много. В телевизоре - Беглов, в топе «Яндекса» - Беглов, в соцсетях - Беглов, на электронных дисплеях, установленных на крупнейших трассах города, - снова Беглов. А рейтинг - не растет ни в какую.
Можно возразить, что Собянин, баллотируясь в мэры Москвы, использовал те же технологии. Но, во-первых, Москва при Собянине действительно преобразилась, одних только станций метро построено больше 40 штук, а во-вторых, Беглов - не Собянин, ни по прежнему опыту, ни по темпераменту. Трудно представить, чтобы Собянин вышел из зала, когда его начали критиковать (как это сделал Беглов неделю назад в ЗакСе). В общем, у нашего врио - другие стартовые позиции, и, соответственно, кампанию ему надо выстраивать иначе.
К тому же в этой кампании чувствуется несыгранность. Так происходит потому, что в ней, по некоторым данным, участвуют несколько «подрядчиков».
В Интернете значительную часть работы ведут многочисленные ресурсы, ассоциированные с Евгением Пригожиным. Это не только более-менее известные ФАН, «Невские новости», «Политика сегодня», «Политэксперт», «Инфореактор», но и десятки других сайтов, которые как раз и «выносят» новости о Беглове в топ «Яндекса». По самым скромным оценкам, с ноября по январь они опубликовали около 1500 положительных новостей и статей про врио губернатора.
Пригожин и Беглов знакомы. В 2011 году в одном из интервью Пригожин рассказывал, что Беглов помог ему в свое время в продвижении идеи централизованного школьного питания. «Когда я решил заняться промышленными масштабами, сделал предложение Матвиенко, она отказалась. Я пошел к Беглову <…> Это не вчера было. Включили школьное питание в нацпроект».
Не входящие в «империю Пригожина» интернет-СМИ курирует уже упомянутая Совершаева. Размещением рекламы в соцсетях и на электронных дисплеях, скорее всего, занимаются структуры, подведомственные Комитету по печати.
А еще есть политологи, присланные из Москвы курировать предвыборную кампанию. В основном это люди, в принципе не ориентирующие в петербургских реалиях. Соответственно, и указания, которые они дают, вносят только дополнительную сумятицу. И тем не менее политологи тоже претендуют на кураторство информресурсов.
Понятно, что предвыборная кампания - это деньги. А предвыборная кампания в таком городе, как Петербург, - это очень большие деньги. Эксперты называют вилку, в которую может обойтись работа по информационному продвижению «главного кандидата», - от 600 миллионов до 1 миллиарда рублей. И на этот потенциальный бюджет - много желающих.
А рейтинг - кого он, в конце концов, кроме самого Беглова и московских начальников, на самом деле волнует?
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»