Петербургский интернет-журнал «Интересант» вышел на новый рубеж. По итогам мая 2018 года месячная аудитория нашего сайта впервые превысила полмиллиона человек. Если точнее - в период с 1 по 31 мая на interessant.ru зашли 504 046 уникальных посетителей.
Прирост аудитории произошел в первую очередь за счет сервиса «Яндекс.Дзен» - персональной ленты публикаций, которая по-своему формируется для каждого конкретного пользователя ПК или мобильного устройства. Это очень конкурентное поле, но «Интересант» сумел обыграть на нем многие другие СМИ.
Читательское ядро нашего журнала - высокообеспеченные петербуржцы и москвичи в возрасте 40 - 50 лет, преимущественно мужчины (70 процентов от общего числа читателей), занимающие руководящие должности в бизнесе и сфере госуправления. Круг их интересов - политика, экономика, спорт и искусство.
Согласно проведенному социологическому исследованию, в «Интересанте» читатели видят в первую очередь источник эксклюзивной информации о скрытых политических процессах и предстоящих кадровых перестановках во власти. Также их привлекает независимый и во многом критический взгляд авторов журнала на происходящие события.
О нашем успехе, наверное, не стоило бы широко сообщать, если бы не одно важное обстоятельство: «Интересант» - единственное крупное СМИ Санкт-Петербурга, не получающее субсидий из бюджета. И это - первый случай в истории современной петербургской журналистики, когда частное издание, никак не связанное со Смольным, получает такую большую аудиторию.
Сумма субсидий, о которых идет речь, в 2018 году составляет 88,5 миллиона рублей - такая цифра заложена в городской бюджет. Первый этап дележки этого пирога состоялся 22 мая. Итоги неудивительны. «Фонтанка.ру», например, получит 3 497 642 рубля. Эти деньги Смольный заплатит ей, в частности, за… освещение Чемпионата мира по футболу (а кто о нем не пишет?) и публикацию афиши культурных событий. Другой проект медиахолдинга АЖУР - журнал «Ваш тайный советник» получит 1 763 060 рублей. Всего этот медиахолдинг будет просубсидирован на 5 260 702 рубля, и это только за первую полугодие, впереди - второй этап конкурса.
Немного о других победителях. Медиахолдинг «Раград», продвигающий интернет-проект Piter.tv, который многими воспринимается как «желтый», получит 4 000 000 рублей, причем половина этой суммы выделена на освещение… «весеннего первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу среди мужских команд». Газете «Аргументы и факты - Петербург» отстегнут 2 500 000 рублей - тоже, кстати, в том числе и «на футбол». Информационное агентство «Интерфакс - Северо-Запад», опубликовавшее перед ПМЭФ-2018 интервью губернатора Георгия Полтавченко о невероятных экономических успехах Санкт-Петербурга, добавит в свою копилку 1 500 000 рублей.
Мы не можем сказать, что выделяя игрокам информационного рынка субсидии в виде грантов, администрация Санкт-Петербурга покупает лояльность - это было бы бездоказательно, но факт остается фактом: критических оценок работы чиновников в городских СМИ всё меньше и меньше. То есть о каком-либо развитии свободы слова в случае с этими субсидиями вряд ли можно говорить.
Но беда не только в этом - а еще и в том, как бездарно тратятся государственные деньги на собственные медийные проекты Смольного.
В городском бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год по графе «Средства массовой информации» заложены расходы в размере 1,2 миллиарда рублей. Скажем без ложной скромности: будь такие средства в распоряжении редакции «Интересанта», мы бы за год обошли по посещаемости Life.ru и «Коммерсант». И речь бы шла не о сегодняшних 500 тысячах посетителей в месяц, а как минимум о 15 миллионах (таковы показатели посещаемости упомянутых сайтов).
Ну а как же распорядился этой гигантской суммой Смольный?
153 120 000 рублей выделено в 2018 году Информационно-издательскому центру правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр» на выпуск и распространение газеты «Петербургский дневник» и поддержку ее сайта spbdnevnik.ru. Все счетчики статистики у этого сайта закрыты, однако на сервисах анализа сайтов можно найти данные LiveInternet. Если верить этим цифрам (а других достоверных - просто нет) - за период с 1 по 30 апреля у «Петербургского дневника» было 659 тысяч посетителей (майские данные пока отсутствуют). Не намного больше, чем у частного интернет-журнала «Интересант». А ведь это - официальное издание правительства Санкт-Петербурга!
70 227 700 рублей выделено Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Город +» на развитие одноименного сайта. Он позиционируется как «электронное телевидение, которое рассказывает о положительных сторонах петербургской жизни». Даже слоган придуман: «Петербург в позитиве». Не очень, правда, понятно, зачем Смольному нужно еще одно телевидение - ведь у него уже есть канал «Санкт-Петербург», который «съест» в 2018 году 759 815 500 рублей. Но, как любят говорить люди, завязанные на госфинансирование, денег много не бывает.
Сайт «Город +» представляет собой удивительное зрелище. Это явный привет из эпохи застоя. Действительно, один сплошной позитив. Только информации о съезде КПСС и выступлении на нем Брежнева не хватает. Генеральный директор ГБУ «Город +» Николай Камнев, в прошлом - известный блогер, выступавший под псевдонимом Фима-Психопат, сам работает телеведущим. В студии «электронного телевидения» появляются в основном чиновники Смольного или руководители подведомственных ему ГУПов. Камнев ведет с ними обстоятельные беседы. Но есть ли зрители у этого «Застой-ТВ»?
Ответ получить непросто, потому что и у «Города +» вся статистика - закрытая. Сервисы анализа сайтов выдают шокирующую цифру: 55 270 посетителей по итогам апреля. То есть в среднем - 1842 посетителя в сутки! При дотациях из казны в десятки миллионов рублей (а они выделяются на этот сайт не первый год!) такую низкую посещаемость объяснить невозможно ничем.
Кстати, нельзя исключать, что даже эта статистика - дутая. Потому что интервью с чиновниками, выложенные в аккаунте «Город +» на YouTube, набирают просто-таки смешные цифры:
- глава Невского района Санкт-Петербурга Алексей Гульчук - 133 просмотра,
- председатель Комитета по информатизации и связи Денис Чамара - 103 просмотра,
- директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Василий Остряков - 94 просмотра,
- глава администрации Кировского района Сергей Иванов - 46 просмотров за неделю.
Но рекорд, точнее - антирекорд, установило интервью с главой администрации Центрального района Андреем Хлутковым - за месяц оно набрало 28 просмотров в YouTube. В общем, это интервью на весь пятимиллионный город смотрел примерно 1 человек в день. Это значит, что даже в Смольном свое «электронное телевидение» никто не «включает»!
И всё же наибольшее впечатление производит инстаграм-аккаунт «Города +». За год - с июня 2017-го - там появилось всего пять постов. Видно, что продвижение сайта в соцсетях осуществляется на крайне нерегулярной основе, а ведь данное обстоятельство прямо влияет на посещаемость.
Всё это было бы личным делом Николая Камнева и курирующих его господ, если бы «Город +» являлся частным предприятием, а не государственным бюджетным учреждением, получающим колоссальное финансирование. Не знаем, кто в плюсе от такого сайта, но подозреваем, что городской бюджет точно в минусе.
И уж особенно странно на фоне провальной статистики выглядят бесконечные закупки, которые проводит СПб ГБУ «Город +».
Вот список только последних контрактов.
28 мая 2018 года. Выполнение работ по дооснащению студии. Поставщик: ООО «Окно-ТВ Северо-Запад». Сумма - 9 878 582 рублей.
28 мая 2018 года. Оказание услуг по подготовке и размещению информации о деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и других значимых для жителей Санкт-Петербурга сведений на портале «Электронное интернет-телевидение Правительства Санкт-Петербурга». Поставщик: ООО «Медиа-Диалог». Сумма контракта - 3 198 000 рублей.
18 мая 2018 года. Техническое обслуживание кондиционеров и системы вентиляции. Поставщик: ООО «Элвент». Сумма - 43 908 рублей. (Май действительно был в Петербурге очень жарким. - Прим. «Интересанта»).
30 марта 2018 года. Выполнение работ по дооснащению студии. Поставщик: ООО «Окно-ТВ Северо-Запад». Сумма - 5 491 892 рублей.
26 марта 2018 года. Выполнение работ по дооснащению студии. Поставщик: ООО «Окно-ТВ Северо-Запад». Сумма - 3 699 259 рублей.
В общем, что ж это за студию там такую лепят на деньги налогоплательщиков и почему ее всё время надо «дооснащать» с помощью одного и того же ООО, понять невозможно. Хотя чего уж тут непонятного-то?..
Когда мы исследовали финансовую политику Смольного в отношении СМИ, нам казалось, что ничего поразительнее «Города +» обнаружить не удастся. Но мы ошибались.
В бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год отдельной строкой прописаны расходы на выпуск некого телепроекта «Морские вести». Сумма, выделенная телекомпании «Петербургское телевидение», вроде сравнительно небольшая - 5 574 500 рублей. Это как одна закупка у Камнева. И всё же - деньги государственные, хотелось бы понять, на что их тратят.
С большим трудом мы нашли выпуски «Морских вестей» на YouTube. Количество просмотров каждого выпуска - от 10 до 20. Рекорд поставил выпуск от 7 марта. Его за три месяца посмотрели 8 человек, то есть 0,09 (девять сотых) человека в сутки.
Говорят, что «Морские вести» показывают на канале «Теледом», но на сайте этого кабельного канала нет архива, поэтому проверить, так ли это на самом деле, невозможно...
В общем, грустная у нас получилась статья. Мы ведь хотели написать об успехе «Интересанта» - напомним, по итогам мая у нас - 504 046 уникальных посетителей, - а получился рассказ о бездумных тратах на непонятные СМИ из городского бюджета. Никакого, понимаешь, «Петербурга в позитиве»! Но думаем, нашей аудитории будут интересны приведенные цифры - а это самое главное.
Не сомневаемся, что эти цифры заинтересуют и Алексея Кудрина, недавно заступившего на пост председателя Счетной палаты РФ. Ну а еще они должны заинтересовать депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Их обсуждению можно было бы посвятить целый день в Мариинском дворце: ведь СМИ - это не только деньги, это еще и идеология. А о какой идеологии может идти речь с 28-ю просмотрами?
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»