Сегодня стало известно, что станция метро «Новокрестовская» еще в минувшую пятницу была официально переименована в станцию «Зенит». Однако кто принял окончательное решение об этом - не ясно. Подобное переименование возможно только по постановлению правительства Петербурга, под которым должна стоять подпись Беглова, однако на вечер 19 августа в базе городского законодательства оно отсутствует.
Так что, похоже, «Газпром» - хозяин ФК «Зенит» - в очередной раз поставил Смольный перед фактом, как это уже было в 2018 году с самовольным переименованием стадиона «Крестовский» в «Газпром Арену». Тогда Беглов был врио, сейчас он уже почти год как губернатор. Но, судя по всему, политический вес Александра Дмитриевича в глазах Миллера не изменился.
Однако самое интересное другое. Переименование «Новокрестовской» в «Зенит» случилось 14 августа. И это - знаменательный день. 14 августа 2020 года генеральный директор ФК «Зенит», в прошлом - видный «газпромовец» Александр Медведев отмечал 65-летие. Так что нетрудно предположить, что переименованная станция - это щедрый подарок, преподнесенный соратнику Миллера на юбилей. И, видимо, это предположение будет правильным.
За Александра Ивановича можно только порадоваться. Еще никто из россиян (да и не россиян, наверное, тоже) не получал в подарок ко дню рождения собственную станцию метро. Правда, страшно представить, чего в таком случае может захотеть Алексей Борисович на свое не столь уж далекое 60-летие (31 января 2022 года). А вдруг главе «Газпрома» захочется переименовать в свою честь уже не станцию метро, а целый город? Миллербург вместо Петербурга - звучит, не правда ли?
Между тем, с законодательной точки зрения превращение «Новокрестовской» в «Зенит» пока что выглядит зыбко. В данный момент оно базируется только на решении городской Топонимической комиссии от 10 июля. Никогда прежде такого не случалось - все решения о переименованиях утверждались руководством города.
Например, в конце 2017 года Топонимическая комиссия приняла решение, чтобы десять Советских улиц в Центральном районе Петербурга стали Рождественскими. Но ни Полтавченко, ни Беглов не подписали соответствующее постановление, и вопрос почти на три года повис в воздухе. А уж переименование станций метро в принципе невозможно по щелчку «топонимистов».
Кстати, первый и единственный раз в истории города станции меняли названия 28 лет назад - в июле 1992 года. Тогда «Комсомольская» стала называться «Девяткино», «Красногвардейская» - «Новочеркасской», а «Площадь Мира» - «Сенной». Эти изменения были оформлены на высшем уровне - решением Санкт-Петербургского городского совета.
В общем, все необходимые процедуры во всех подобных случаях всегда соблюдаются. А в случае с «Новокрестовской» происходит настоящий детектив. 20 июля 2020 года информационные агентства передали, что Беглов якобы подписал постановление о переименовании станции. Однако затем последовало опровержение. Оказалось, что Комитет по культуре выложил на своем сайте только проект постановления без номера и даты с целью проведения антикоррупционной экспертизы. После этого никаких сообщений о подписании губернатором этого документа не поступало. СМИ сообщали, что Юридический комитет проект постановления якобы не согласовал.
Как же при подобных обстоятельствах станцию умудрились переименовать? Очень просто - 14 августа были внесены изменения в Единый государственный регистр недвижимости. А основанием для заявки в ЕГРН стало как раз решение Топонимической комиссии.
Нетерпеливость - вообще фирменный стиль «Газпрома», но тут получилось совсем некрасиво. Каким бы непопулярным ни был губернатор, он все-таки - руководитель города. Понятно, что день рождения, понятно, что юбилей, но соблюдать хотя бы видимость приличий необходимо.
Конечно, потом наверняка окажется, что Беглов подписал постановление о переименовании станции метро еще в июле, если не в январе, а юбилей Александра Медведева тут вовсе ни при чем - просто так совпало. Но подчеркнем еще раз: в данный момент документ не обнародован, а Смольный за весь день никак официально не прокомментировал многочисленные сообщения о состоявшемся переименовании «Новокрестовской» в «Зенит». Это - вполне понятный и четкий сигнал.
Неизвестно, что на самом деле думает по поводу происходящего Беглов, особенно после того как он был освистан болельщиками «Зенита», но любой градоначальник на его месте наверняка был бы в первую очередь возмущен несправедливо низкой ценой, по которой «продана» «Новокрестовская».
«Газпром», как можно судить по заявлениям его топ-менеджеров, вообще ничего не заплатит городу за возможность назвать станцию метро, которую он не строил, в честь «Зенита». Обещано только, что все работы по перекраске стен станции в сине-бело-голубые цвета будут выполнены за счет клуба. Также будут оплачены труды метрополитена по замене схем движения в поездах и указателей на станциях. Это - копейки. Между тем, подобное брендирование должно стоить как минимум несколько десятков миллиардов рублей.
Думается, что даже архитектурное бюро, которое привлечено к «реновации станции», получит от «Газпрома» и «Зенита» больше, чем город и метрополитен. Кстати, проект будут выполнять москвичи, что тоже показательно. При всей показной любви к Питеру Миллер и Медведев ставку на местных архитекторов решили не делать.
В Комитете по транспорту еще не видели даже эскизов обновленных вестибюлей. А тем временем всё должно быть готово уже к старту Евро-2021. Известно только, что на перроне должны появиться стеклянные клетки с огромными голубыми львами, держащими под лапами футбольные мячи. Это дает преставление о степени пошлости, которую мы увидим будущей весной.
«Новокрестовская», ставшая станцией «Зенит», - длительное время на ремонте. Подрядчики метрополитена заменили 1600 квадратных метров осыпавшейся керамической плитки на стекломагниевые листы, проведи работы по усилению гидроизоляции. То есть за счет средств города облагородили станцию в преддверии передачи ее юбиляру Медведеву.
В связи с кризисом город секвестировал расходы на развитие метрополитена. Точно неизвестно, когда откроются даже строящиеся станции. Продолжается затяжной корпоративный конфликт в «Метрострое». Возникла проблема с вестибюлем станции «Театральная» - Мариинский театр полагает, что трещины, которыми покрылось его здание, связаны с затянувшейся стройкой. Васильевский остров ждет, когда же наконец появится станция «Горный институт». Жители спальных районов уже даже не надеются при своей жизни увидеть метро поблизости, а не за пять километров от дома. Беглов с начала года не вспоминает о своем предвыборном обещании построить 29 новых станций подземки к 2032 году. Потому что очевидно: это даже большая фантастика, чем коммунизм, который советскому народу обещали к 1980 году.
В петербургском метро - множество реальных проблем для приложения денег и возможностей «Газпрома». И именно поэтому затеянное переименование «Новокрестовской» в «Зенит» будет воспринято - и уже воспринимается - многими горожанами как пир во время чумы. И даже хуже - как беспардонная блажь миллионеров.
Алексей НИКОЛАЕВ,
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»