Как известно, всё познается в сравнении. Несколько лет назад петербургские футбольные болельщики беспощадно громили рулевого «Зенита» Андре Виллаш-Боаша, зато теперь, насмотревшись на работу мрачно-безрезультатного Мирчи Луческу и напыщенно-безрезультатного Роберто Манчини, воспоминают о португальце с ностальгией. Еще бы, ведь именно при Виллаш-Боаше, которого все ругали, «Зенит» в последний раз становился чемпионом страны! Но «невероятные приключения» сначала в России, а затем и в Китае, похоже, сильно утомили португальского тренера. Он решил забросить футбол ради детской мечты - участия в легендарном ралли-марафоне «Дакар».
Мутко российские и китайские
В октябре Виллаш-Боашу стукнуло сорок. По тренерским меркам - не возраст, многие вообще только-только начинают карьеру. Но к экс-наставнику «Зениту» это не относится. Он начал тренировать еще почти «в детстве», два десятка лет назад, в 2011-м выиграл с «Порту» Лигу Европы и перебрался в лондонский «Челси». Однако в Англии всё пошло не так гладко, поэтому португалец и принял в марте 2014-го предложение «Зенита». В свой первый полноценный сезон он уверенно привел команду к чемпионскому титулу. Затем добился с сине-бело-голубыми невиданных доселе успехов в Лиге чемпионов, одержав пять побед в шести матчах группового этапа.
Но повторить успех в Премьер-лиге Виллаш-Боашу не удалось. Во многом из-за ужесточения лимита на легионеров. По крайней мере сам наставник считал именно так. Открыто обвиняя занимавшего тогда пост министра спорта Виталия Мутко, заставившего сменить регламент буквально накануне старта чемпионата 2015/16. В одном из телевизионных интервью португалец бросил в сердцах: «нынешний чемпионат - это чемпионат имени Мутко». И еще за полгода до окончания контракта заявил, что не будет продлевать с «Зенитом» контракт.
Так оно и случилось. Несколько месяцев Вилаш-Боаш отдыхал, а затем отправился в Китай - за 12 миллионов евро в год тренировать «Шанхай СИПГ», где воссоединился с экс-лидером «Зенита» бразильцем Халком. Он привел эту команду к «серебру» китайского чемпионата, добрался с ним до полуфинала азиатской Лиги чемпионов.
Вот только в Китае тоже нашелся свой Мутко - лимит на легионеров ужесточили и в Поднебесной. И Виллаш-Боаш не выдержал, начал устраивать стычки с судьями, за что получил восьмиматчевую дисквалификацию. А по окончании сезона отказался от нового контракта, заявив о намерении отдохнуть от футбола. И… отправился на «Дакар».
Не совсем «чайник»
Судя по всему, португальца реально настиг кризис среднего возраста. Он устал от работы, от футболистов, а прежде всего - от бюрократов, мешающих ему творить. И захотел сменить сферу деятельности. Решил, что лучше всего прочистить мозги ему поможет выступление в самом престижном и изматывающем ралли-марафоне. Тем более что нынешний «Дакар», стартующий в эту субботу в Лиме, станет сороковым по счету. Сорокалетний юбилей на сороковом «Дакаре» - согласитесь, звучит!
Да, двухнедельные гонки по бездорожью и пустыням с постоянным риском для здоровья и даже для жизни - явно не для «чайников». Но ведь и португалец - не совсем «чайник», он потомственный автомотогонщик. Его дядя Педро дважды выступал на «Дакаре», сам Андре в юности подавал большие надежды, даже выступал в чемпионате Португалии в гонках по бездорожью. Кроме того, и по ходу тренерской карьеры не забывал о своем хобби. Частенько гоняя на мотоциклах и автомобилях из своей коллекции. В том числе - и в полях Ленинградской области. Чуть больше года назад даже принял участие в португальском этапе Кубка мира по ралли-рейдам, заняв в нем отнюдь не последнее место.
Изначально он хотел покорить «Дакар» на мотоцикле, но из-за сложностей с получением допуска решил выступить в категории внедорожников - на «Тойоте» команды «Овердрайв». Причем в роли штурмана Виллаш-Боаша согласился выступить его старинный приятель - призер «Дакара» в зачете мотоциклистов Рубен Фариа.
А может, обратно в «Зенит»?
Вернется ли португалец после «Дакара» в футбол? Совсем недавно на этот счет возникали серьезные сомнения. Сам Виллаш-Боаш еще несколько лет назад утверждал, что не собирается зацикливаться на карьере, тренировать до глубокой старости. Тем не менее перед Новым годом свежеиспеченный раллист дал понять, что с футболом еще не покончено - он собирается возобновить карьеру, поскольку «по-прежнему хочет добиться некоторых вещей».
Почти мгновенно пошли слухи, что в услугах экс-рулевого «Зенита» заинтересованы сразу несколько европейских клубов, в том числе звездный французский ПСЖ.
Ну а почему бы и нет? Ведь португалец еще очень молод и при этом невероятно опытен. Благодаря «Дакару» он наверняка подлечит нервы, избавится от неконтролируемых вспышек гнева, приводящих к длительным дисквалификациям. К тому же Виллаш-Боаш умеет работать с «трудными» игроками, выжимать из них максимум. К примеру, в «Зените» при нем прекрасно играли Олег Шатов и Артем Дзюба, которые при Манчини теперь считаются ненужным балластом. Разве что с Александром Кержаковым у Виллаш-Боаша отношения не сложились, но вину в том конфликте следует признать обоюдной.
А в общем и целом - если взглянуть на ситуацию непредвзято - атмосфера в зенитовском коллективе и игра петербургской команды при португальце в лучшую сторону отличалась от нынешней игры «Зенита». Понятно, что в одну реку дважды не входят, но у петербургского клуба - такая ситуация, что ему в очередной раз нужен спаситель. Так что из этого правила могут сделать и исключение.
Дмитрий КИРИЛЛОВ,
интернет-журнал «Интересант»