Хабиб Нурмагомедов сделал то, чего многие от него ждали. Эффектно выиграл поединок с Джастином Гейтжи и объявил о завершении карьеры. Причем заявление не выглядело наигранным, оно было эмоциональным и искренним. Так что можно поверить: сейчас Хабиб настроен больше никогда не возвращаться в «клетку», остаться непобежденным суперчемпионом. Но в индустрии, где крутятся не просто большие, а гигантские деньги, ему будет очень тяжело бороться с искушениями. Особенно, если появится достойный боец, способный бросить Хабибу вызов.
Самый обсуждаемый спортсмен
Можно как угодно относиться к Хабибу, но факт остается фактом - он является национальным достоянием. Нет и, наверное, не было настолько популярного во всем мире российского атлета. Мария Шарапова, Александр Овечкин - это, конечно, очень известные персоны, но до Нурмагомедова им даже на пике мировой популярности было далеко. Про остальных и говорить не приходится.
«Я простой парнишка из горного села. Мой брат сказал мне, что Google говорит, что я самый обсуждаемый человек на планете. Я не поверил. Я просто вместе с отцом хотел стать чемпионом. У меня даже в мыслях не было, что вот так всё может обрушиться на мои плечи. Если у вас есть родители, будьте с ними рядом и все. У меня остался один родитель - моя мама, я хочу больше времени уделить ей», - сказал Хабиб после победы.
Он не сдерживал слез, вспоминая умершего от коронавируса своего отца, ментора, тренера Абдулманапа, говоря о том, как обещал матери уйти после боя с Гейтжи, который завершил победой удушающим приемом «треугольник». Для такого вида спортивного шоу-бизнеса как смешанные единоборства, где оскорбления давно стали одним из элементов подогрева интереса и пиар-раскрутки, речь Хабиба, казалось, словно «из другого мира».
Нурмагомедов и прежде старался вести себя сдержанно, пусть порой и поддавался на провокации того же Конора Макгрегора. Но сейчас даже извечные оппоненты не стали забрасывать его словесной «грязью», это было бы просто за гранью.
Причин вернуться слишком много
Получается, своей эмоциональной речью Хабиб сжег все мосты? Совсем не факт.
И дело даже не в особенностях UFC, где все уже привыкли к громким уходам и столь же громким возвращениям. Просто такова жизнь. В том числе - спортивная: легенды разных видов спорта регулярно меняли свои «окончательные и бесповоротные» решения, предпочитая вновь войти в ту же реку. Автогонщик Михаэль Шумахер, велосипедист Лэнс Армстронг, теннисист Бьорн Борг... Кому-то переставало хватать денег, кому-то - славы, кому-то - адреналина. При желании можно даже вспомнить и звезд эстрады. Алла Борисовна Пугачева уже не первое десятилетие прощается, но не уходит, а легендарный шансонье Шарль Азнавур, к примеру, снова и снова появлялся на сцене и в возрасте за 90 лет.
К тому же, в отличие от большинства выходящих на пенсию топ-спортсменов и тем более топ-музыкантов Нурмагомедов по современным меркам еще очень и очень молод, ему всего 32. В таком возрасте можно взять паузу на год-другой, постараться психологически отойти от тяжелого личного потрясения, переключиться на тренерскую, социальную или, скажем, благотворительную деятельность, а затем...
Тем более, сейчас Хабиб, по сути, уже не принадлежит себе. За честь быть знакомым с ним считают другие суперзвезды - футболист Криштиану Роналду, теннисист Новак Джокович, другие знаменитые спортсмены, музыканты, политики...
Ждем «нового Хабиба»
В общем, Хабиб - это уже не простой парнишка из дагестанского села, а человек-бренд с гигантской армией поклонников по всему свету, а не только среди мусульман. А уж в родном Дагестане он и вовсе настоящий народный герой. И можно не сомневаться, что со временем все большее и большее количество людей, знакомых и даже близких, будут просить Хабиба вернуться. Чтобы «вновь прославить родной Дагестан и Россию в целом». Не исключено, под таким прессом и мать даст добро на юбилейный 30-й победный бой. И тогда Хабибу уже не надо будет нарушать данного ей слова, чтобы вернуться в октагон.
Хотя, естественно, для возвращения боец должен быть голоден до побед, а не сыт ими, как сейчас. И в идеале получить вызов на реванш не от разухабистого шоумена Макгрегора (пусть и тут еще рано ставить точку), а от новой мощной звезды UFC, которую поневоле будут сравнивать с Хабибом прежним и гадать - кто же победит? Не исключено, и свежий, пока еще неизвестный общественности, большой чемпион - «новый Хабиб» - будет в жесткой или не очень форме регулярно бросать Нурмагомедову вызов.
Понятно ради чего - для любого бойца и любого промоутера поединок с Хабибом станет настоящим Эльдорадо. Где можно заработать десятки (непосредственно спортсменам) и сотни (промоушн) миллионов долларов. А, может, и миллиард. Или два. Или даже пять, с соответствующим увеличением гонораров бойцам. В этом сумасшедшем мире ничего нельзя исключать. А перед такими суммами, как мы понимаем, устоять практически невозможно.
Дмитрий ГРОМОВ,
интернет-журнал «Интересант»