Спору нет, после чемпионата мира смотреть матчи чемпионата России по футболу будет непросто. А уж смотреть за деньги - сложно вдвойне. Но руководители Российской Премьер-лиги уверены в успехе, они опять пытаются изгнать российский футбол с бесплатного ТВ. Надеясь завлечь болельщиков при помощи странного ребрендинга - теперь куда ни глянь, в матчах чемпионата страны будет не спрятаться от морды черного медведя с красными, «горящими от страсти» глазами. Этот новый, пугающий, логотип придумал называющий себя супердизайнером Артемий Лебедев.
Слово «футбол» - под запретом
Понятно, что, скажем, суслик в качестве символа российского футбола выглядел бы странновато, но медведи, надо признать, уже набили оскомину. В каждой бочке - затычка. Поэтому логотип Премьер-лиги в виде мишки с пятиугольной мордой кажется несколько пошловатым. Но, возможно, другие варианты ребрендинга были еще хуже, раз предпочтение отдали такому творению Лебедева. Ничего, и не к такому привыкали. Кстати, новый логотип теперь присутствует буквально везде - на мячах, на форме игроков...
Удивительно, но руководители Лиги почему-то также решили «выкорчевать» из собственного бренда само слово футбол. Была Российская футбольная Премьер-лига (РФПЛ), а теперь получайте Российскую Премьер-лигу (РПЛ). Видимо, чтобы максимально походить на Английскую Премьер-лигу (АПЛ) - самый успешный коммерческий футбольный продукт на планете. Хотя потребителя не обманешь: по уровню игры, качеству картинки и маркетинга эти два турнира даже сравнивать глупо.
Хотя президент РПЛ Сергей Прядкин тоже мечтает продавать телеправа по всему миру. Но пока экспортировать российский чемпионат получается так себе, да еще и в нашей стране за деньги смотреть Премьер-лигу никто не хочет. Поэтому и здесь решились на новшество. Платный телеканал «Наш футбол» заменили платным телеканалом «Матч Премьер». Причем рулить им назначили бывшего резидента «Камеди Клаб» Гавриила Гордеева. Видимо, чтобы окончательно превратить наш чемпионат в юмористическое шоу. Хотя и раньше местами было весело, особенно когда на снегу играли желтым мячом, сливавшимся на телекартинке с газоном. Правда, сейчас по такому случаю обещают всё же предоставить футболистам красный мяч. И на том спасибо.
Финансовая «игра в песочнице»
По новому контракту Лига будет получать 1,7 миллиарда рублей в год. Это - сущие копейки. Меньше 30 миллионов долларов! А, значит, выплаты клубам даже по меркам середняков и аутсайдеров РПЛ будут мизерными. Но при этом футбол вновь хотят сделать платным - 219 рублей за просмотр «Матч Премьер» в месяц. Чтобы стимулировать болельщиков платить, решено сократить «бесплатный сыр» - показывать на «Матч ТВ» собираются только по две игры с каждого тура. Таким образом, бесплатно можно будет наблюдать за 60 играми из 240. Не повезло, в частности, и поклонникам «Зенита» - сегодняшнюю стартовую игру чемпионата против красноярского «Енисея» на бесплатном ТВ они не увидели. Как на федеральном, так и на региональном. Как хочешь, так и смотри.
В какой-то степени понять боссов РПЛ можно, они хотят зарабатывать, пытаясь оседлать волну популярности игры № 1 после чемпионата мира. Вот только их желания не совпадают с возможностями населения страны, чьи реальные доходы не растут, а падают. Впрочем, кого это когда волновало. Хуже другое: те, кто может платить, вряд ли придут в восторг от просмотра встреч вроде «Оренбург» - «Уфа» или «Анжи» - «Крылья Советов». Да и от большинства других игр тоже. Поскольку качественный футбол в нашем чемпионате, скорее, приятное исключение, чем правило. Да и звезд мирового уровня в нем с каждым годом становится все меньше и меньше.
К примеру, лидера сборной России Александра Головина продали в «Монако». За 30 миллионов евро, то есть за два с лишним миллиарда рублей. Дороже, чем права на Премьер-лигу на целый год! Так что говорить об экономической выгоде подобных телеконтрактов не стоит. Пока это, скорее, раздражающая народ финансовая «игра в песочнице», которая может иметь вполне себе взрослые последствия. Ведь все мы помним, как президент страны Владимир Путин в 2007 году однозначно высказался по этому поводу.
«Как мне стало известно, «НТВ-плюс» вместе с Футбольным союзом, вместе с председателем Виталием Мутко - они там чего-то «намутили» в очередной раз и хотят у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей», - сказал президент.
Понятное дело, Виталию Леонтьевичу пришлось тогда резко «сдавать назад».
Поэтому рано или поздно российский футбол наверняка вновь вернут в больших объемах на бесплатное ТВ. С учетом того, что большинство наших клубов так или иначе существуют на дотации властей, то есть за счет налогоплательщиков, бесплатность выглядит вполне логичной. И никакими новыми логотипами с черными медведями российских футбольных болельщиков в обратном не убедить!
Дмитрий ГРОМОВ,
интернет-журнал «Интересант»