На петербургской премьере самого долгожданного фильма сезона - «28 панфиловцев» его отец-вдохновитель Андрей Шальопа признался: «У нас не было ничего, чтобы сделать большое кино». Знакомство с лентой заставляет прийти к печальному выводу: большое кино и не получилось.
«28 панфиловцев» вызвали бурную дискуссию задолго до выхода на экран. «Исторические» «разоблачения» следовали одно за другим: и подвига никакого не было, а то даже и самих панфиловцев. Дескать, все было придумано специально для духоподъемной статьи в «Красной звезде».
Большая заслуга команды фильма - в масштабном и красочном изображении подвига, который, конечно же, был. Как и многие другие подвиги, определившие исход Великой Отечественной. Но изобразить битву, сделать ее экранную реконструкцию - еще не означает снять художественное игровое кино. Хотя тем, кто проводит время в компьютерных «войнушках», «28 панфиловцев» должны прийтись по вкусу.
У более зрелой аудитории неизбежно возникают вопросы. В ленте нет ни намека на Красное знамя и советскую идентичность персонажей. Да и самих персонажей, можно сказать, нет. На экране - с одной стороны, доблестные и неустрашимые бойцы, с другой - боевые роботы, о характерах которых - не говоря уже о внутреннем мире - остается только догадываться. Так же обезличенно выглядят и фашистские вояки - но здесь прием анонимизации как раз допустим: мы в той войне противостояли мощной, безжалостной, великолепно вооруженной машине, которая подминала под себя советские города и села. Но наши-то солдаты, готовые идти против вражеской пехоты с лопатами, ножами и топорами (это показано в ленте) - стоило ли лишать их личных, человеческих историй?
К тонкому национальному вопросу создатели фильма тоже подошли кондово. Основная линия соприкосновения, как и в реальности: русские - казахи. Тем более что казахстанские власти подкинули на картину 19 миллионов рублей. Диалог в окопе двух советских людей решен на следующем уровне: «Вообще-то мы казахи. - А казах что, не русский? Ты мне голову не морочь: за Россию деремся - значит, русские! Будем у вас воевать - значит, казахи!» Мог ли такой диалог быть в реальности? Очень сомнитительно.
Вместе с бывшим советским народом авторы «28 панфиловцев» избавились от Верховного Главнокомандующего - даже тогда, когда имя Сталина просто просится на язык.
Нет в фильме и Бога. Верующий воин перед сражением украдкой читает молитву. Соратник интересуется - что он там шепчется? «Ну что… За Родину!» - куцо отвечает солдат, и диалог лишается как достоверности, так и эмоциональной начинки.
И, пожалуй, в этом главная беда картины. Герои ленты словно вырезаны из картона, в них нет глубины - одна только устремленность к победе. В результате происходит страшное для любого сценариста, для каждого профессионального режиссера: таким персонажам трудно сопереживать, живых людей в них увидеть почти невозможно. Да, наши. Да, воевали. Да, погибли. Подвиг? Конечно, был! На этом - всё.
Главной актерской неудачей стала работа Алексея Морозова, который сыграл политрука Василия Клочкова, сказавшего известные всем и поныне слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади - Москва». Возможно, что упреки не по адресу и всему виной концептуальная непрописанность этого персонажа (как и остальных). Но его аккуратненькое облачение с незапятнанным светлым меховым воротничком, «правильные» интонации, с которым произносятся «правильные» фразы, да и вообще сияние новым рубликом временами вызывают оторопь.
О плюсах «28 панфиловцев». К счастью, не подвел оператор картины Никита Рождественский, а также команда, отвечавшая за техническое воплощение и компьютерную отрисовку сражения. Снежное величие русских просторов сталкивается с изрыгающим огонь и смерть потоком - и эта антитеза оказывает заметное эмоциональное воздействие. Убедительно выглядит работа художника по костюмам, хотя знатоки воинского обмундирования той поры, может, и найдут некоторые неточности.
Несомненно, общество ждет лишенных искажения и глянца фильмов о нашем прошлом - в том числе и военном. Подтверждение тому - материальное участие в производстве картины обычных людей: пожертвования поступили более чем от 35 тысяч человек. И «28 панфиловцев» заслуживают внимания как первая такая попытка. Но хочется попросить последователей авторов этого фильма - если таковые найдутся - как можно полнее следовать исторической правде, не исключая «скользких» или ставших нежелательными деталей. Пусть даже после на них обрушится гнев любителей корректировать нашу историю. И - делать большое кино, а не картонное.
Константин КАЮКОВ,
специально для интернет-журнала «Интересант»