16 апреля во всем мире будут отмечать Международный день цирка. Однако в Санкт-Петербургском государственном цирке на Фонтанке - не до праздника. Здесь - наивысшая фаза затяжного конфликта между коллективом и худруком. Коллектив настаивает на смене худрука. За три года народный артист России клоун-мим Вячеслав Полунин так и не стал авторитетным лицом для истинных «цирковых».
Не сработались
Полунин был поставлен Министерством культуры на капитанский мостик Цирка на Фонтанке в 2013 году. Коллектив его не принял, но попытался с «Асисяем» сработаться. Не получилось. В итоге уже через год работники цирка обратились c открытым письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой провести конкурс на должность художественного руководителя цирка. В обращении, которое подписали 100 человек, утверждалось, что Полунин, назначенный вне конкурса, разрушает отечественные традиции циркового искусства.
Требование об отстранении Вячеслава Ивановича и замене его настоящим «цирковым», а не эстрадным специалистом, выглядело запоздалым. Странно, что не забили тревогу раньше. Ведь если бобра назначить руководителем чего угодно, то он сразу начнет грызть деревья и строить плотину. А кому же было не известно, что Полунин - не «цирковой», что его талант расцветает на сцене или на площади. Кружок диаметром 13 метров, называемый манежем, - не его стихия. Он - поклонник Цирка дю Солей и европейских развлекательных центров, у него собственный театр в Париже, и он проживает за границей не менее двухсот дней в году. Цирк на Фонтанке (и это было ясно сразу при его назначении), для Вячеслава Ивановича - не священная корова, а объект реформаторства.
«Росгорцирк»-поглотитель
Тревогу петербуржцев по поводу разрушения традиционного отечественного цирка в угоду кафе-шантанам и кабаре тогда разделили тогда чуть ли не все знаменитые цирковые деятели. Большинство связывало происходящее с новой командой организации под названием «Росгосцирк», которую возглавил ресторатор Вадим Гаглоев. Народные артисты, мастера акробатики и дрессуры, иллюзионисты и клоуны подписались под обращением к президенту России, где были такие слова:
«С включением Цирка на Фонтанке в систему «Росгосцирка» мы можем потерять то, что нарабатывалось годами. У «Росгосцирка» уже есть один цирк в Санкт-Петербурге - в Автово. Но его достаточно сложно назвать успешным, уникальным. Мы не хотим такого же положения для учреждения культуры почти со 140-летней историей».
Разгоревшийся скандал прежде всего пытался погасить сам Полунин. Он обозначил перспективы Цирка на Фонтанке:
«Сейчас мы готовим наш корабль к большому и сложному плаванию: уже написаны сценарии новых программ, артисты цирка из разных уголков страны стремятся стать их частью; художники, композиторы, режиссеры, хореографы со всего мира подтвердили свое участие в их создании. Уже заложены основы новой школы клоунов. Наш корабль вот-вот покинет гавань, и всякому, кто хочет нам помочь, найдется место на этом корабле!»
Вскоре к успокоительным «средствам» прибегли и два чиновника из Министерства культуры России: обещали, что все будет отлично. Опять же - не получилось: ни у них лично (в настоящее время именно эти чиновники находятся под арестом и подозреваются в крупных хищениях бюджетных средств), ни у Вадима Гаглоева, ни у Вячеслава Полунина.
Куда ж нам плыть?
Ничего получиться и не могло. Почему, объясняет народный артист России, всемирно известный жонглер Сергей Игнатов.
«Цирк начался с лошади и манежа, - говорит он. - Полунин желает видеть лошадь, нарисованную на «Феррари». Пусть соберет художников, хореографов, композиторов, режиссеров со всего мира и плывет! Только пусть оставит манеж! Плохо, когда великое искусство цирка, цирка Карандаша, Енгибарова, Вальтера Запашного превращается в бизнес-план в руках дилетантов».
Действительно, что же это за плавание на корабле, когда одни увлечены реконструкцией, а другие не получают средств на корм животных? Когда одни стоят на мостике у руля, а другим даже из трюма нельзя носу высунуть, чтобы взглянуть на кормчих?
А ведь согласно трудовому договору коллектив имеет законное право выражать свое мнение по поводу руководства цирком. Вот в начале апреля 2016 года он его и высказал. Сотрудники Цирка на Фонтанке обратились в Министерство культуры с требованием не продлевать истекающий контракт с Вячеславом Полуниным, а на должность худрука выдвинули известную дрессировщицу тигров Карину Багдасарову. Решение коллектива поддержали такие известные люди, как Юрий Куклачев, Юрий Дуров и Максим Никулин, подчеркнув, что контора, возглавляемая Гаглоевым, и его выдвиженцы «ничего не делают для цирка».
Вы - ответили, мы - спросили
«В ряде СМИ появились комментарии разных цирковых деятелей, которые высказывают свое мнение по поводу замещения должности худрука Цирка на Фонтанке, - так ответил на обращение петербургских «цирковых» Вадим Гаглоев. - Мне кажется, это не совсем корректная история по нескольким причинам. Во-первых, у Полунина еще не закончился контракт, он заканчивается. Во-вторых, надо спросить самого Полунина о его планах. Все тут знают, что должен делать Полунин. Это все выглядит странно».
А не странно ли выглядит ситуация, когда успешному и прибыльному цирку, старейшему в России, буквально навязывают человека, группа крови которого никак не совпадает с группой крови коллектива?
Нельзя не согласиться с аргументом поклонников Асисяя, что эксперименты талантливого человека (а в таланте Вячеславу Полунину отказать невозможно!) могут принести прекрасные плоды. Но почему лабораторией, где ставятся опыты, должен служить Цирк на Фонтанке? Почему надо списывать в тираж его традиции?
…Говорят, что вдали от двух столиц есть разрушающиеся цирки, никому не нужные, множество лет стоящие в запустении. Кажется, в Уссурийске такой есть. Почему бы в этом старинном городе, на свободной площадке, взять да и затеять грандиозный эксперимент? Можно было бы, не разрушая старые традиции, в честном соревновании доказать превосходство революционных взглядов на цирк. И в Уссурийске бы, во славу Славы Полунина, расцвели бы все цветы. Чем плохо такое предложение? Только тем, что из Парижа до Уссурийска дольше лететь?
Людмила АНДРЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»