Музыкально-светский Петербург затаился в ожидании большой дирижерской рокировки. По слухам, городские власти подыскивают подходящую руководящую должность в одном из культурных учреждений города заезжей звезде - Теодору Курентзису. Говорят, в частности, о том, что он якобы может возглавить Академическую Капеллу или Санкт-Петербургскую филармонию. Однако, по сведениям «Интересанта», эти варианты - скорее, плод страхов и фантазий взбудораженного культурного истеблишмента. А вот должность главного дирижера Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга Курентзис вполне может заполучить.
Молодой, талантливый и коммерчески успешный Теодор Курентзис, как писал «Интересант», появился в Петербурге не случайно: ему, если верить слухам, оказывает покровительство олигарх, оказывающий самое непосредственное влияние на кадровую и административную политику нынешней городской администрации. И с самого начала было ясно, что въезд дирижера со своим оркестром MusicAeterna в Дом Радио на Итальянской улице - это только начало его триумфального пути на берегах Невы.
Рассказывают, что появление Курентзиса вызвало ожидаемое волнение у Валерия Гергиева, который вместе с Мариинским театром в последнее время плавно сдает позиции - во всяком случае, в информационном поле, - хотя по-прежнему чрезвычайно влиятелен. Возможно, именно на это - заставить маэстро понервничать - и был расчет: государство выделяет на Мариинский миллиардные суммы, и посадить в перспективе Курентзиса на место Гергиева - значит, прильнуть к крупным финансовым потокам. Но понятно, что в ближайшие лет пять переворота точно не случиться: Гергиев неприкосновенен, более того - считается, что без согласования с ним не происходит ни одно кадровое назначение в музыкальном Петербурге. И тем не менее, Курентзиса пытаются поставить в один ряд с Гергиевым в глазах общественности не просто так: цели такой пиар-кампании вполне очевидны.
Вторым «пострадавшим» от приезда в Петербург молодой звезды считается Владимир Кехман. У главы Михайловского театра с Курентзисом - натянутые отношения, в одном из интервью он назвал его Иудой и грабителем, а это - очень серьезные слова. Впрочем, и Кехман волнуется зря - покровители Курентзиса Михайловский, как и Мариинский, разумеется, тоже не тронут. Пока.
Как мы уже отметили в начале, в культурно-политической тусовке распространился слух о том, что Курентзис будто бы может сменить Юрия Темирканова (Филармония) или Владислава Чернушенко (Капелла). По нашим данным, это - абсолютный бред. И не только потому, что оба они, как, кстати, и Гергиев, - почетные граждане Петербурга.
О низвержении 80-летнего Темирканова и речи быть не может. Особенно после проявления к нему всечиновничьей любви во время прошлогодних юбилейных торжеств. Хотя одна заманчивая вакансия в Филармонии есть. Темирканов является главным дирижером «Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии». Но в этом заведении есть еще один замечательный коллектив с почти идентичным названием - «Академический симфонический оркестр филармонии». Который после ухода на пенсию дирижера Александра Дмитриева остался без руководителя. По каким-то причинам этот коллектив не подхватил заместитель Темирканова дирижер Николай Алексеев - его в кулуарах называют «вечно вторым». И со стороны Филармония никого приглашать не спешит.
Казалось бы, вот и нашлось место для Курентзиса. Да еще с перспективой. Но захочет ли сам возмутитель музыкального спокойствия в Петербурге быть на вторых ролях у Темирканова - пусть и временно? Ответ очевиден: нет, у него амбиции - на главную роль. Поэтому вариант с Филармонией, как нам представляется, исключён.
На днях пышно отпраздновала свое 540-летие Санкт-Петербургская академическая капелла. Символично, что художественным руководителем этой старейшей городской музыкальной сцены является старейший же дирижер - маэстро Владислав Чернушенко - ему сейчас 83. И вполне естественно, что городская музыкальная общественность загадывает на будущее: получится ли у патриарха окончательно передать все бразды правления своему сыну, главному дирижеру оркестра Капеллы Александру Чернушенко? Или же в этот процесс попытается влезть Смольный?
Тень Капеллы в истории с Курентзисом возникла неспроста: именно здесь состоялось первое в Петербурге выступление MusicAeterna. Разумеется, сразу же пошли соответствующие слухи. И всё же, несмотря на то, что к Владиславу Чернушенко нынешние городские власти относятся, скажем так, без подобающего его статусу и заслугам пиетета, потеснить великого дирижера у них - кишка тонка. Так что и вариант назначения Курентзиса в Капеллу следует считать невероятным.
И всё же молодой дирижер-хипстер, похоже, получит должность и госфинансирование. По данным «Интересанта», наиболее вероятным местом, где следует ждать появления Теодора Курентзиса, является Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга.
После смерти маэстро Станислава Горковенко его возглавляет молодой дирижер Максим Алексеев - кстати, сын вышеупомянутого Николая Алексеева из Филармонии. Вот ради Курентзиса Алексеева-младшего вполне могут и подвинуть - в этом прогнозе сходятся информированные собеседники «Интересанта».
Ну а дальше - только вопрос ловкости: почему бы отцу не похлопотать за сына, раз уж самому не довелось возглавить «второй оркестр» Филармонии? Тогда все участники дирижерской рокировки были бы довольны: они были бы при постах и с финансированием. Только бы за всей этой суетой не потерять слушателя, который просто хочет хорошей музыки - без оглядки на административную принадлежность всех этих маэстро…
Константин КАЮКОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»