Российский кинематограф завершил год сколь впечатляющей, столь и неоднозначной спортивной драмой. На фоне продолжающихся олимпийских неурядиц (и это мягко сказано) российских атлетов лента «Движение вверх», выходящая сегодня в прокат, выглядит неприкрытым вызовом функционерам МОК.
Картина, поставленная режиссером Антоном Мегердичевым и спродюсированная аж Никитой Михалковым, рассказывает о легендарной победе олимпийской сборной СССР по баскетболу над американскими спортсменами в Мюнхене. Олимпиада-72 стала кровавой: палестинские террористы уничтожили израильских атлетов практически в их собственных кроватях. И в такой трагической атмосфере наша победа на последних трех секундах баскетбольного поединка стала примером сплоченности, мастерства и спортивного подвига. «И не в таких условиях побеждали», - как бы напутствуют создатели картины современных российских олимпийцев, которым из-за допинговых скандалов предстоит защищать в Корее честь страны без флага и Гимна.
Впрочем, действие картины сконцентрировано не только на мюнхенском поединке, пусть ему и отведена едва ли не половина экранного времени. Глубокий психологический подход к теме создатели начинают демонстрировать, рассказывая обо всем с самого начала. Когда на смену отстраненному от руководства командой Александру Гомельскому приходит новый тренер Владимир Кондрашин, более чем прохладно встреченный членами сборной. В фильме Кондрашин назван Гаранжиным (авторам вроде бы не удалось прийти к согласию с родственниками тренера). Его играет Владимир Машков, и эта роль получилась.
Но жизнь, как и кино, не всегда бывает оригинальна. Нечто подобное, связанное с заменой тренера и поисками общего языка с командой, мы уже недавно видели на экране. И точно: такая же коллизия демонстрируется в ленте «Легенда № 17», посвященной Валерию Харламову. Выходит, в одну реку вошли дважды - сценарий «Легенды» написал Николай Куликов, равно как и «Движения вверх». В самом деле: отчего бы не повторить удачный рецепт? Главное, конечно, чтобы это не стало традицией.
Как бы там ни было, новый фильм одним конфликтом не обошелся. Создатели побуждают тренера проявлять жесткость и сверхтребовательность, введя в ленту мотив больного сына, который нуждается в заграничном лечении. А достаточную сумму обеспечат только олимпийские призовые. В реальности ничего подобного в судьбе Владимира Кондрашина не происходило. Но, видимо, создатели картины решили, что современный зритель не поймет, если наши спортсмены будут биться за родину, как они это делали, а не за деньги.
Путь к победе вымощен не одними трудностями с главным тренером. Не упускают случай продемонстрировать свое подозрительное отношение к спортсменам спортивно-партийные функционеры. Особенно запоминаются образы, созданные Маратом Башаровым и Сергеем Гармашем. И присматривать за командой, в общем-то, есть причины. Оказывается, они хотят толкнуть на Западе банки с контрабандной черной икрой. Возмездие является на со стороны КГБ, а в виде банды заокеанских гопников, которые в уличном поединке отжимают у наших олимпийцев главный советский деликатес. Снова непонятно, была ли такая история на самом деле или же она опять-таки рассчитана на современного зрителя.
Да и внутри самой команды, судя по фильму, очень неспокойно. В Мюнхене выступила в прямом смысле сборная Советского Союза: казах Алжан Жармухамедов, грузины Михаил Коркия и Зураб Саканделидзе, киевляне Анатолий Поливода и Сергей Коваленко, москвичи Иван Едешко, Сергей Белов и Геннадий Вольнов, ленинградцы Иван Дворный и Александр Белов. Капитаном команды стал игрок каунасского «Жальгириса» Модестас Паулаускас. И все национальные «терки» показаны на экране без стыдливой ретуши. Грузинская нахрапистость, прибалтийский национализм, граничащий с Уголовным кодексом, приписываемая русским страсть к алкоголю - всё, «как в жизни». Зрителю в который уже раз остается только догадываться, где та самая правда, а где поэтическая вольность сценаристов.
Главное, что в нужный момент наши спортсмены, как те богатыри, позабудут о распрях, станут одним целым и руками Александра Белова в последний миг триумфально вколотят решающий трехочковый бросок в корзину опешивших янки. И это правильно. И так было. Но стоит отметить, что излишний психологизм, которым явно злоупотребили создатели картины, - не самый желанный компонент для зубодробительной спортивной драмы. В Голливуде это поняли давно и научились создавать в высшей степени зрелищный товар. «Движение вверх» же остается таковым только в части изображения собственно спортивного поединка. Остальные эпизоды часто провисают и фильм теряет динамику.
Но, конечно, лента демонстрирует: нам было чем гордиться в отечественном спорте. И петербуржцам будет особенно интересно сходить на «Движение вверх». Ведь два главных персонажа - и тренер Владимир Кондрашин, и трагический Александр Белов, который стал автором знаменитого броска, а впоследствии - очень быстро, спустя четыре года, 26 лет от роду скончался от тяжелого заболевания - наши земляки, представители ленинградского спорта. И мы во время просмотра можем испытать патриотизм не только федерального уровня.
Только в самом конце становится горько. На экране показывают нарезку из олимпийской хроники разных лет, включая Олимпиаду в Сочи. И мы опять задаемся окаянным вопросом: кто виноват в том, что нам нечем будет гордиться на грядущих Играх, от которых Россию так легко отлучили?
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»