Сегодня на большой экран выходит юридический триллер «Хуже, чем ложь». Шинтаро Шимосава почти угробил свой режиссерский дебют, и в этом ему здорово помогли Аль Пачино и Энтони Хопкинс.
Невероятно, но факт: хоррор держит в напряжении зрителя большую часть экранного времени, однако и взгляд, и мысли, и чувства постоянно спотыкаются на небрежностях, нестыковках и местами откровенной недобросовестности создателей. С японского режиссера, который стал таковым только с этой кинокартиной, взятки гладки - раньше Шимосава числился сценаристом не самых удачных сериалов, и рассчитывать на чудеса изначально не приходилось. Но афиши, на которых красуются голливудские мэтры, сулят киноманам самые светлые надежды, которым не суждено оправдаться.
Сюжет драматического триллера построен вокруг карьеры молодого юриста (Джош Дюамель), который ухватился за возможность продвинуться вверх, став инициатором сенсационного судебного процесса против угробившего своей продукцией сотни людей фармацевтического магната (в этой роли выступил Энтони Хопкинс). Если Дюамель в кадре лезет из кожи вон и вытаскивает на себе основную часть картины, то сэр Хопкинс как застыл в привычной триаде злодея-психопата «невозмутимость - тихий голос - холодный взгляд» еще в «Молчании ягнят», так до сих пор не может найти каких-то новых решений в трактовке очередного образа. И самое печальное, что почтенный возраст актера не позволяет ожидать от него свежих профессиональных открытий.
Ровно та же беда случилась и с живой легендой Аль Пачино, играющего начальника конторы, в которой служит главный герой. Мы видим на экране пожилого и авторитетного профессионала, настоящую «судебную акулу». Но оказывается, что это просто склонный к мошенничеству гопник, сущность которого не могут скрыть ни безупречный костюм, ни шикарная ручка за 69 тысяч баксов. Этот образ эксплуатируется актером еще со времен «Крестного отца», только вместе с возрастом к Аль Пачино пришла некоторая потешность, не позволяющая в нашем случае воспринимать его персонаж со всей серьезностью, как это задумывали сценаристы.
Кстати, о сценаристах. В команду были приглашены затрапезные, создавшие ранее кучу киномакулатуры Адам Мэйсон и Саймон Бойес. Они специализируются на ужастиках и саспенсе. И это оказалось некоторым благодеянием: моменты противостояния героя Джоша Дюамеля и до поры неведомыми злодеями прописаны в лучших традициях жанра. Сюда же можно отнести некоторые неожиданные повороты рассказываемой истории. С другой стороны, этих поворотов так много, что припасенная для финала эффектная фишка вызывает уже не ползущий по жилам холод, а нервный смех.
Логика происходящего - вот где настоящая катастрофа. Немного спойлеров. Любящая жена главного героя готова смертельной инъекцией заставить замолчать свидетельницу преступления, которую сама же лечит в госпитале. Гнетущая музыка, крупный план ладони, нервно сжимающей шприц, тяжелое дыхание… И - о чудо! - в этот самый момент больная неожиданно начинает биться в конвульсиях и благополучно умирает самостоятельно, избавив героиню от необходимости совершать преступление. И такая «мексиканщина», годная лишь для дамских сериалов, будет преследовать зрителя не единожды.
С чем фильму повезло, так это с композитором. Аргентинец Федерико Хусид - добрый гений латинского кинематографа. Успех таких картин, как «Бункер», «Тайна в его глазах», «Земля волков» во многом и его заслуга. И, повторимся, очень достойная работа Джоша Дюамеля также является фактором, оправдывающим поход в кино.
«Хуже, чем ложь» - название не оригинальное, что для российского проката дело обычное. Изначально фильм озаглавлен Misconduct, то есть «Должностное преступление». И режиссера, и Аль Пачино, и Энтони Хопкинса можно обвинить именно в этом. Жаль, Уголовный кодекс здесь не сработает.
Константин КАЮКОВ,
специально для интернет-журнала «Интересант»