Режиссер с невыговариваемым для Голливуда именем Манодж Нелльятту Шьямалан (и потому его имя адаптировали как М. Найт Шьямалан), автор впечатляющих мистических картин «Шестое чувство» и «Знаки», подарил нам очередной шедевр. 24 личности, заключенных в голове одного злодея, курс занимательной психиатрии и 250 миллионов заработанных картиной долларов при девяти потраченных - успех фильма «Сплит» неоспорим.
Заветные планы Леонардо ДиКаприо оказались под угрозой. Он много лет собирается приступить к экранизации романа Дэниела Киза «Таинственная история Билла Миллигана», да все никак не соберется. А теперь и оснований для этого намного меньше: в центре сюжета «Сплита» находится такой же преступник, страдающий синдромом множественной личности, что и в романе Киза. И он совершает не менее ужасные преступления.
Предположения о том, специально или просто так индийский режиссер спутал карты ДиКаприо, так и останутся лишь предположениями. Но факт налицо - Шьямалан попал своей работой в десятку: зрители валом валили в кинотеатры, а хозяева студии Universal довольно потирали руки. Шутка ли, малобюджетный триллер в первый же уик-энд американского проката не только отбил затраты, но и принес прибыль, положив на лопатки главного конкурента - очередную часть «Людей Х».
Далее «Сплит» расправлялся с соперниками не хуже, чем главный герой фильма. В прокате его жертвами один за другими пали: заключительная часть «Обители зла», семейная драма «Собачья жизнь» и футуристическая лав-стори «Космос между нами». Да что там говорить, превознесенный до небес «Ла-Ла Ленд» с бюджетом в 30 миллионов долларов в итоге собрал в США всего лишь 150 миллионов и закрепил финансовый успех только за счет международного проката. Коэффициент прибыльности «Ла-Ла Ленда» в итоге составил 13,9 - против 27,5 у «Сплита».
В чем же причина таких впечатляющих достижений картины, максимально далекой от понятия «блокбастер»? Всё очень просто - на одной съемочной площадке встретились два гуру жанра. Имя Шьямалана уже давно принято произносить с придыханием, коль речь зайдет о триллере. Две оскаровские номинации (лучшая режиссура и лучший сценарий) за хит 1999 года «Шестое чувство» - это далеко не всё. Еще были фантастический триллер «Неуязвимый», ставшие культовыми «Знаки», очень страшный «Таинственный лес». Правда, после с режиссером что-то случилось и одна за другой последовали номинации и победы в «Золотой малине» - в 2007, 2009, 2011 и 2014 годах. Воспрянуть после такого профессионального разгрома дано не каждому, а вот Шьямалан смог - в прошлом году та же «Золотая малина» присудила ему победу в уже почетной номинации «За восстановление репутации».
И большое спасибо режиссер должен сказать одному из самых многогранных, универсальных актеров новой волны. Шотландец Джеймс МакЭвой запомнился абсолютному большинству зрителей ролью калеки-оптимиста из картины «А в душе я танцую». Длительные съемки, когда актер проводил по 12 часов в день в инвалидном кресле, научили актера терпению и способности выразить максимум эмоций минимумом средств. И это умение ему пригодились в «Сплите» в полной мере. Конечно, мы увидели не все 24 персоны, заключенные в больной голове главного героя Кевина Крамба. Но одновременно и убедительно предъявить такие разные личности, как доминирующий мужчина-стратег, маленький закомплексованный мальчик, невозмутимая и жесткая женщина-преступница, дизайнер-метросексуал и, наконец, ключевой образ Зверя - это большая работа и несомненная творческая победа.
Без ложки дегтя, конечно же, никак не обошлось. Три девушки-жертвы, кажется, перекочевали в картину из проходного подросткового сериала. Но в тех местах, когда Аня Тейлор-Джой, выступившая в роли протагонистки, противостоящей изощренному психопату, проявляет хоть какие-то профессиональные актерские навыки, харизма МакЭвоя получает подпитку и мы становимся свидетелями сцен, которые по накалу напоминают лучшие эпизоды легендарного «Молчания ягнят». К сожалению, такого эталонного хоррора в «Сплите» не так много, как могло бы быть.
Ну и, конечно, нельзя не сказать об актрисе Бетти Бакли, засветившейся еще в не менее легендарной экранизации романа Стивена Кинга «Кэрри», предпринятой Брайаном Де Пальма в далеком 1976 году. В «Сплите» она выступает в роли лечащего врача главного героя, которой суждено в буквальном смысле узнать силу его удушающих объятий. Этот эпизод настолько же эффектен, насколько и глуп - даже трудно сдержать улыбку, никак не соответствующую драматизму истории.
И все же фильм поучителен, его функции не сводятся к простому «попугать». Создатели показывают нам, к каким кульбитам судьбы могут привести эмоции, пережитые в далеком детстве и зашифрованные до поры в подсознании.
С давних пор талисманом Шьямалана стал Брюс Уиллис. Режиссер снял его в лучших картинах - «Шестом чувстве» и «Неуязвимом». Появился Уиллис и в «Сплите». Но настолько мимолетно, что опознать его на экране нелегко. У автора этих строк это получилось не сразу - пусть нашим читателям повезет больше.
Константин КАЮКОВ,
специально для интернет-журнал «Интересант»