В середине сентября весь глянец России с придыханием следил за бракосочетанием кинорежиссера и по совместительству председателя совета директоров киностудии «Ленфильм» Федора Бондарчука и актрисы Паулины Андреевой. Шутка ли, молодожены арендовали для торжества сразу два здания в Петербурге - Юсуповский дворец и Дом Беггровых на Невском. Еще пару лет назад никому неведомая артистка Паулина (на самом деле Екатерина), заключившая такой выгодный союз, приобрела вместе с ним неофициальный титул главной дивы российской киноиндустрии - нет, вовсе не кино, ведь при всем уважении то, что происходит сейчас в нашей киноотрасли, искусством назвать никак нельзя. Но не остался без брачного подарка и сам Федор Бондарчук. Отличный «презент» преподнесли… власти Санкт-Петербурга, щедрой рукой зачерпнувшие из городской казны, которую наполняют жители города, больше 30 миллионов рублей. В качестве субсидии, разумеется. Ну а что, хороший ведь человек!
Формально субсидия в размере 30 000 031 рубля выдана, конечно, не лично Бондарчуку, а Автономной некоммерческой организации «Центр кинематографии» - на съемку «полнометражного игрового национального» фильма «Учености плоды». Но единственным учредителем АНО является Общество с ограниченной ответственностью «Киносити Менеджмент». А у этого ООО два учредителя - Эдуард Пичугин, директор «Ленфильма» (60 процентов уставного капитала), и Федор Бондарчук (40 процентов).
Кстати, по оценкам знатоков, свадьба Бондарчука как раз и могла потянуть примерно на такую сумму - 25 - 30 миллионов рублей. Будем надеяться, что все-таки она прошла не за бюджетный счет. Хотя любители конспирологии наверняка обратят внимание на то, что распоряжение № 875 Комитета по культуре Санкт-Петербурга о выделении субсидии «Центру кинематографии» было подписано 5 сентября, а пышная свадьба меньше чем через две недели, 17 сентября.
Но не будем увлекаться конспирогологией и допустим, что эти 30 миллионов из бюджета Петербурга все-таки пойдут на кино. Будет ли от этого толк? Вопрос риторический.
Под лейблом «Центра кинематографии» ранее были выпущены такие ленты «Ленфильма», как «Контрибуция» Сергея Снежкина, «Довлатов» Алексея Германа-младшего и «Птица» Ксении Баскаковой. Все, абсолютно все эти картины провалились в прокате.
Недавно профессиональное киноиздание Kinodata.pro подвело итог деятельности «Ленфильма» за последние пять лет - с октября 2013 по октябрь 2018 года. Напомним, что Пичугин и Бондарчук возглавили студию в 2012 году. Цифры не просто красноречивы - они вопиющи.
Бюджеты всех картин студии за этот период составили 747 миллионов рублей, сборы - 50,3 миллиона.
Вот расклад только по самым информационно «прозвучавшим» картинам:
- «Роль» (2013 год, режиссер Константин Лопушанский): бюджет 74 миллиона, сборы - 0,8 миллиона;
- «Развод по собственному желанию» (2015 год, режиссер Илья Северов) - бюджет 38 миллионов, сборы - 0.5 миллиона;
- «Контрибуция» (2016, Сергей Снежкин) - бюджет 248 миллионов, сборы - 5,5 миллиона;
- «Петербург. Только по любви» (2016 год, женский режиссерский проект с участием Авдотьи Смирновой, Ренаты Литвиновой, Анны Пармас и пр.) - бюджет 68 миллионов, сборы - 16,6 миллиона;
- «Три дня до весны» (2017, режиссер Александр Касаткин) - бюджет 120 миллионов, сборы - 8,5 миллиона;
- «Теснота» (2017, режиссер Кантемир Балагов) - бюджет 12 миллионов, сборы - 5,6 миллиона (и это еще неплохо - половину бюджета отбили);
- «Птица» (2017, режиссер Ксения Баскакова) - бюджет 55 миллионов, сборы - 0,5 миллиона.
В целом, по подсчетам профессионалов кинобизнеса, убыток от такой замечательной работы «Ленфильма» составил 720 миллионов рублей. И это без учета расходов на рекламу и маркетинг и без учета доли прокатчиков. Похоже, что министр культуры Владимир Мединский, призывая весной прошлого года руководство «Ленфильма» платить деньги банку ВТБ, который в 2013 году под гарантии государства открыл кредитную линию на 1,53 миллиарда рублей, просто горько иронизировал, говоря: «Возвращайте деньги. Кино вы научились делать очень хорошее». Или издевался.
И вот на этом фоне - на фоне свадьбы, на фоне выделения Смольным огромной субсидии и на фоне бесконечных прокатных провалов, становится общественным достоянием информация, что Федор Бондарчук обратился с просьбой к президенту Путину… помочь погасить долг «Ленфильма» перед банком. Как помочь? Разумеется, предоставить очередную субсидию.
«Это я ему посоветовал, - с непонятной гордостью признался в интервью ТАСС глава ВТБ Андрей Костин. - Если обращение Бондарчука поддержат, и ему будет оказана господдержка, то кредит будет погашен… Мы уже не один раз пролонгировали этот кредит, и видим сейчас, что источников его погашения нет. Поэтому у нас два варианта: либо объявить дефолт и предъявить гарантию российскому правительству, но это не очень решает проблему заемщика, либо ему просить помощи, субсидий, разовую уплату взноса, которая эту проблему решит».
Оставим в стороне циничную позицию Костина - пусть, мол, государство платит или банку, или… снова банку - потому что субсидия, о которой просит Бондарчук, сразу уйдет на счет ВТБ. Его интерес понятен. Непонятно, что делать с «Ленфильмом», Пичугиным и молодожёном Бондарчуком.
Напоследок расскажем немного о фильме, на который Смольный выделил 30 миллионов. Действие ленты «Учености плоды» происходит в оккупированном фашистами Пушкиногорье. Нацисты намереваются вывезти из Михайловского реликвии, связанные с именем нашего великого поэта. Преступным планам противостоит местный житель. Его играет… давайте угадаем с первой попытки… Сергей Безруков. А снимает этот патриотически-поэтический эпос юморист из 90-х Игорь Угольников (помните его телепередачи «Оба-на!», «Оба-на! Угол-шоу» и «Доктор Угол»). Кстати, «Доктор Угол» и сценарий к фильму сам написал.
Согласитесь, при упоминании этих творцов сразу веет деньгами - то ли цыганской позолотой, то ли новыми коммерческими провалами вкупе с очередными субсидиями из бюджета. Жаль только, что «Ленфильм» - когда-то гордость Ленинграда - Петербурга - рискует окончательно испустить дух. И процесс умерщвления старейшей киностудии оплачивается за счет нас, послушных налогоплательщиков.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»