Большой новогодний сезон в Петербурге - в самом разгаре. Однако праздничные программы культурной столицы берут только количеством, но никак не качеством. Оно скорее приемлемо для городов областного уровня. А во многих случаях новогодние мероприятия в регионах будут даже поинтереснее. Журналисты «Интересанта» внимательно изучили афишу Петербурга на предстоящую неделю и погрузились в непраздничную печаль.
Сначала - «Щелкунчики»…
Старая добрая сказка Гофмана-Чайковского о Щелкунчике - безусловный лидер зимнего рынка развлечений. Ее по традиции многократно показывают в Мариинском (до 18 тысяч за билет) и Михайловском (до 15 тысяч за билет) театрах. Это - относительно качественные представления. Дальше начинается реальный новогодний чёс.
«Щелкунчика» дают на исторической сцене Александринского театра и в прекрасных интерьерах Эрмитажном театрах. И там, и тут будет работать труппа Санкт-Петербургского Театра балета им. Чайковского (основатель и директор - Павел Ёлкин, 1977 года рождения).
В той же Александринке есть Новая сцена. Ее отдали Дому танца «Каннон Данс» (основатели и руководители - супруги Каспаровы, Наталья и Вадим) для представления… экспериментального новогоднего «Щелкунчика». «Новые танцы на вечную музыку», - гласит афиша. И предлагает посмотреть на «неуклюжих, но упорных «Щелкунчиков» - так говорится в анонсе.
Бессмертная музыка Чайковского вдохновила на творческие свершения и некую ноу-нейм труппу, которая показывает свой спектакль в здании Екатерининского собрания на канале Грибоедова. Сюжет тоже модернизирован: королева Мышильда будет настаивать на браке главного героя с принцессой Крысильдой. Знал бы Чайковский, что в XXI веке в Петербурге «Щелкунчика» превратят в сказочку о брачном крысином гнезде.
…А после - Штраусы
Впрочем, не «Щелкунчиком» единым жива новогодняя хореография. Она жива еще и Рихардом Штраусом.
У многих на слуху анекдот про Штрауса и его медленные грустные вальсы. Нет никаких оснований надеяться, что в нашем городе дела пойдут веселее. Ведь в петербургской новогодней афише пресловутых «Штраус-гала» - не сосчитать. Причем устроители однотипных концертов не стали утруждать свою фантазию: «Штраус-гала» - и всё тут. Даже названия музыкальных коллективов зачастую указывают на их узкопрофильную специализацию.
За примерами далеко ходить не надо. В Музее-усадьбе Державина устраивают «Новогодний Штраус-гала во дворце». Здесь вам поднимет настроение некий оркестр «Штраус-камерата». Некий - потому что сведений собственно о коллективе найти не удается, оркестр упоминается только в афишах.
Впрочем, кое-что все-таки есть. Этот бренд активно продвигается на странице «ВКонтакте» Молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Этот коллектив тоже засветился в гонке гала-концертов «имени Штрауса»: он будет играть привычные вальсы в концертном зале «Яани Кирик».
Что же касается «Штраус-камераты», то этот оркестр, помимо вечера в Музее-усадьбе Державина, еще выдаст настоящий марафон концертов «Штраус-гала» в лютеранском соборе святых Петра и Павла (Петрикирхе).
Еще один брендированный знаменитым австро-венгерским композитором коллектив появится опять же на Новой сцене Александринки. Называется оркестр по-модному: The Youth Strauss Orchestra. Сведений о коллективе нет. Зато организаторы в этом случае дали некоторый простор воображению - мероприятие называется «Иоганн Штраус: Король вальса на Новой сцене».
Оркестранты сейчас пошли разносторонние. Они не только сыграть Штрауса могут, но, судя по всему, и сплясать самостоятельно. По крайней мере коллектив ConcordOrchestra так и называет себя - первый в мире танцующий симфонический оркестр. Танцы под Штрауса были им устроены в БКЗ «Октябрьский».
Новогодними «Штраус-гала» также можно будет насладиться в Шереметевском дворце, где нас - какая неожиданность! - встретит старый знакомый - Молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Своего Штрауса в Таврическом дворце отыграет оркестр местной капеллы. А «Штраус-гала» Оркестра петербургской консерватории пройдет в самом статусном месте - Большом Итальянском просвете Государственного Эрмитажа. Бедный Штраус - работает для петербургских музыкантов на износ, как настоящий Дед Мороз.
Не в пользу Петербурга
Всё вышеизложенное ясно свидетельствует: Петербург по части новогодних развлечений и разнообразию афиши уступает не то что Москве - во многих областных центрах при внешней схожести программы наполнение выглядит куда более интересным. Да, у Петербурга для петербуржцев много предложений - даже Штраусов мы перечислили отнюдь не всех. А почему-то вспоминаются слова классика: «Но, Боже мой, какая скука!»
Чтобы не быть голословными, мы познакомились с новогодними предложениями российских регионов. Конечно, «Щелкунчик» под той или иной заправкой - общее блюдо для всех. А вот программы новогодних концертов сильно разнятся. И Петербург во многих случаях выглядит бедно и бледно даже на фоне отдельных областных центров.
Типичный Штраус завладеет ушами слушателей в Саратове, Самаре и Тамбове. А вот в Волгограде в рамках одного представления наряду с королем вальсов можно будет также услышать сочинения Жана-Мишеля Жарра, Нино Рота, Чайковского и Шостаковича. Куда более интересную, чем питерская, программу предложат любителям прекрасного в Мурманске: новогодний концерт здесь не обойдется без мелодий Бизе, Шнитке, Таривердиева, Артемьева, Шуберта, Жюля Штайна. В далеком Магадане праздничный концерт украсят Моцарт, Гуно, Сен-Санс, Беллини, Рахманинов. А уж главный музыкальный новогодний вечер в Калининграде со всей очевидностью продемонстрирует, какой российский город на самом деле является одновременно и самым европейским. Здесь готовы услышать бой московских курантов в обрамлении музыки Моцарта, Грига, Чюрлениса, Франка, Пеетерса, Годара, Лефебюра-Вели, Дракози и Жене. Зададимся вопросом: как часто можно встретить эти имена в петербургской афише?
Вывод неутешителен: праздничная афиша Петербурга составлена «без божества, без вдохновенья» и - попросту без элементарной фантазии. Привлечет ли она туристов? Удивит ли жителей города? Создаст ли новогоднее настроение? Вопросы риторические.
Понятно, что организаторы бесчисленных и бессмысленных «Щелкунчиков» и «Штраус-гала» хотят по-быстрому снять кассу, а чиновники Комитета по культуре - отчитаться о небывалом охвате горожан «культурно-массовыми мероприятиями». Но именно в силу такого подхода наш город и превращается из культурной столицы в «культурное болото».
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»