Большие перемены на культурном фронте ожидаются в городе… Кемерово. В 2021 году здесь откроется, ни много ни мало, целый Кузбасский культурный кластер. Предполагается, что жители столицы шахтёрского края будут стремительно окультуриваться. Новость, безусловно, отрадная, и вроде бы не имеющая отношения к Петербургу. Но - только на первый взгляд. Локомотивом нового кластера станет Концертный зал филиала Мариинского театра в этом регионе. Скажи об этом любому мало-мальски сведущему петербургскому меломану, и эти вести сразу перестанут быть в его восприятии отрадными. Почему так происходит? Да потому что здесь деньги в открытую сталкиваются с искусством - и побеждают. Результатом может стать еще более серый цвет «мариинских» муз.
Экспансия маэстро Гергиева: количество снижает качество?
За последние годы Мариинский театр обрел привычку широко шагать по стране. После запуска в 2013 году Второй сцены в Петербурге, театр, переживший короткий ренессанс и на время даже несколько потеснивший именитого конкурента - Большой театр России - открыл на базе свежепостроенного оперного театра во Владивостоке Приморскую сцену. А еще чуть позже реальностью стало создание филиала Мариинского театра в Северной Осетии. Земляки знаменитого дирижера и худрука Мариинки отдали ему местный Национальный театр оперы и балета, а также помещение Северо-Осетинской государственной филармонии. Правда, коллектив этого учреждения в итоге остался без родных стен, но это - детали.
Казалось бы, совершается благое дело для поднятия петербургского патриотизма. Ан нет. Посетители Мариинского театра давно отвыкли от творческих удач любимого коллектива: по данным независимой оценки, проведенной Общественным советом при Министерстве культуры РФ, удовлетворенность качеством услуг, оказанных театром Валерия Гергиева, составляет всего лишь 5,1 балла из 40 возможных. А сам Мариинский по итоговой оценке в группе «театры» занимает 224-е место в стране среди 704 организаций.
Такую плачевную статистику можно смело связать именно с наполеоновским размахом петербургского гения. Новые площадки - это не только погонные метры и современная машинерия, на которые потратился государственный бюджет. Это в первую очередь - качественные кадры, которые должны утверждать академический стиль Мариинского театра на местах. В этом и заключается главная проблема.
На освоение новых территорий в Мариинке бросают опытных наставников - чего стоит одно только назначение на пост руководителя оперной труппой Приморской сцены блистательной артистки и педагога Ларисы Дядьковой и «ссылка» в Приморский край прекрасного петербургского дирижера Павла Смелкова! Наверняка из Петербурга во Владивосток курсирует и множество других специалистов и наставников. А ведь их усилия так бы пригодились в оперно-балетной метрополии, не выдавшей за минувший сезон ни одной яркой, запоминающейся премьеры, которая заставила бы говорить о себе театральный мир ну хотя бы в России. А ведь по большому счету новые спектакли Мариинского театра должны оказываться в фокусе и мирового внимания. Да куда там…
И вот теперь - открытие кузбасского фронта. «Мариинские» кадры наверняка уже мысленно пакуют чемоданы. Показатели для областного центра впечатляют: площадь Кемеровского филиала - 22 тысячи квадратных метров, запроектированы два зала - малый на 300 мест и большой на 950 зрителей. Запомним эти цифры, они важны.
Домой! В Москву!
На фоне амбиций Валерия Гергиева совершенно иначе выглядит директор Большого театра Владимир Урин. Накануне Нового года он дал пространное интервью одному из изданий, из которого явно следовало: главному театру страны также предстоит некоторое территориальное расширение, но ему Большой не рад, делая ставку на качество, а не на количество.
Здесь стоит оговориться. По данным Forbes, в 2018 году Мариинский театр принял более 1,6 миллиона зрителей. В то время как Большой театр посетили всего 550 тысяч человек. Казалось бы, старайтесь, москвичи, хоть как-нибудь угнаться за мариинским конвейером! Но нет. По всей видимости, главным своим достижением в Большом числят не «охват», а премьеры последних сезонов, которые сочетают в себе поиски новых форм и возрожденный «большой стиль», собирая восторженные отзывы зрителей и специалистов.
Среди прочих новостей Урин упомянул о грядущем открытии филиала Большого театра в Калининграде. Основные тезисы директора: Калининград - город небольшой, 480 тысяч населения, зала на 950 мест более чем достаточно. И то, одной оперой и балетом его не заполнишь, придется привлекать и другие, драматические коллективы. Со временем это будет самостоятельный театр (а не наоборот, как получилось с Приморской сценой Мариинки. - Ред.). Руководить творческим состоянием нового театра из Большого не будут: только помогут на этапе становления. «Мы же не шитьём обуви занимаемся, а тем, что называется творчество. Всякая попытка поставить это на поток, я убежден, ведет к снижению профессионального качества», - подытожил Владимир Урин разговор о нежелательности экспансии Большого театра в регионы.
Это никогда не окупится
Увы, Мариинский театр захлестнул именно что поток. О востребованности региональных постановок местными жителями говорить не приходится. Если на премьерные показы публика еще собирается, то последующие проходят в полупустых - и даже более того - залах.
Это и объяснимо. Выпустили в 600-тысячном Владивостоке «Евгения Онегина» - ну и сколько его будут смотреть? Так это еще - «Онегин». Новогодняя афиша Приморской сцены выстояла благодаря «Щелкунчикам» по демократичной цене - максимальная стоимость билета составила 3750 рублей на пиковую дату начала детских каникул. А дальше - пустота. Хоть опера, хоть балет - «Риголетто», «Царская невеста», «Дон Кихот»: продано не более четверти мест. Между тем, доля бюджетного финансирования Приморской сцены в 2018 году достигла 73,4 процента при общем доходе 894,9 миллиона рублей. Фактически это полностью дотируемое учреждение.
Еще более плачевно обстоят дела в североосетинском филиале Мариинки. В последние месяцы представлений на сцене Театра оперы и балета во Владикавказе нет. Возможно, там идет ремонт, но сведений об этом найти не удалось. Концерты же в местной филармонии редки, их не более 7-8 в месяц. На январь вообще заявлено только одно представление. Билеты на него, если говорить прямо, не проданы: пока занято всего 21 место из 369. В 2018 году общий доход филиала в 300-тысячном Владикавказе составил 307,4 миллиона рублей, из них бюджетное финансирование - 84,5 процента. Давайте скажем прямо: существование этого амбициозного проекта Гергиева оплачивают налогоплательщики.
Зная эти цифры, можно довольно смело прогнозировать, как будут обстоять дела и в новом кузбасском филиале Мариинского театра. Напомним, в Кемерово проживает 559 тысяч человек.
Бюджетный пирог
Вывод напрашивается сам собой. На кону стоит борьба за федеральный бюджет между двумя главными театрами страны. Но если Большой театр, также дотируемый, несмотря на возможность увеличения субсидий за счет появления нового филиала, не собирается сколько-нибудь длительное время держать его при себе, предпочитая брать качеством, то в Мариинке, похоже, предпочли именно экстенсивный путь развития.
Пока же театр Валерия Гергиева уступает Большому в размере бюджетной порции. Если в 2018 году при общем доходе Мариинского театра 6 миллиардов 864 миллиона рублей доля бюджетного финансирования составила 55,5 процента, то аналогичный показатель Большого составляют 8 миллиардов 628 миллионов рублей и 57 процентов. Разница в привлечении благотворительных и спонсорских средств еще более показательна: в 2018 году Мариинка, по данным Минкульта, собрала всего 7,7 миллиона рублей против 976,6 миллиона у Большого театра. Как видно, имидж двух театров по привлекательности для меценатов несопоставим. Так хоть от федерального пирога откусить больше, чем москвичи, - пусть и чуть-чуть. Похоже, это и есть творческая задача для Мариинского театра на ближайшее время.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»