В этом году пользователи Интернета наблюдают небывалый всплеск интереса к блогерам со стороны власти. Начало этой тенденции положил министр культуры РФ Владимир Мединский, который в марте встретился с популярными авторами российских YouTube-каналов. Во время общения он отметил, что сегодня у них аудитория гораздо шире и моложе, чем та, с которой «обычно работает телевидение».
Блогеры в политике: от Саши Спилберг до Алишера Усманова
Вскоре после приглашения звезд «ютуба» к себе в гости Мединский дал «отечески-наставническое» интервью популярной в Сети Саше Спилберг (5 миллионов подписчиков). Таким образом, он впервые обратился напрямую к онлайн-аудитории, минуя эфиры государственных телеканалов. Кандидатура молодой блогерши была выбрана не случайно - она раскрутила аккаунт благодаря своему влиятельному отцу Александру Балковскому, который тесно связан с Тимуром Бекмамбетовым и Фондом кино.
В мае Саша Спилберг вновь засветилась среди чиновников - ей предоставили трибуну для короткого выступления в Государственной думе. После того как запись разошлась по Сети, интернет-сообщество отметило, что кандидатура Спилберг была отнюдь не самой лучшей для такого символического выступления. Да и говорила она откровенно плохо - депутаты вряд ли начали относиться к блогерам серьезнее после инфантильной речи девятнадцатилетней девушки, которая прочитала ее по бумажке.
Но важно другое: «наверху» начинают прощупывать, как перетянуть на свою сторону довольно неуправляемую «пятую власть». Многие из тех, кто сегодня подрастает на каналах Ивангая (11,7 миллиона подписчиков), Макса +100500 (8,2 миллиона), Стаса Давыдова (5,8 миллиона) и Саши Спилберг, в скором времени будут задавать тренды в культуре, экономике, политике. Поэтому власть должна серьезно думать о собственной активности в Интернете и о поиске сторонников, которые в будущем не отвернутся от текущего политического курса.
Нравится кому-то или нет, но сегодня в Сети по-настоящему влиятельным можно назвать только одного политического блогера - Алексея Навального (1,2 миллиона подписчиков на YouTube). Именно его посты и видеозаписи просматривают сотни тысяч и даже миллионы пользователей. В первую очередь, они популярны среди молодых людей - старших школьников, студентов, недавних выпускников вузов.
Об этом можно судить хотя бы по тому, что информация о переносе скандальных митингов в День России на Тверскую улицу в Москве и на Марсово поле в Петербурге появилась меньше чем за сутки. В итоге, как уже писал «Интересант», на улицы вышло практически столько же людей, сколько во время мартовских протестов.
В чем же секрет? Во-первых, информация доносится до подписчиков ярким образным языком. Во-вторых, импровизированные расследования Навального проводятся на основе открытых источников. К примеру, определенные выводы оппозиционер делает, просто исследовав инстаграм-аккаунт премьер-министра Дмитрия Медведева. И подписчикам кажется, что информация достоверна и логична, ведь они и вправду знают всё друг о друге благодаря лайкам, репостам и геотегам - всегда можно понять, кто где был и даже кто кому симпатизирует.
В-третьих (и это самое главное), молодые люди постоянно противопоставляют себя старшему поколению. В отличие от своих родителей, они не смотрят телевизор, считая его рупором «государственной машины», с его бесконечными сериалами про бандитов, ток-шоу про неверных жен и передачами про вторжения инопланетян. Власть вообще чужда молодежи - большинство политиков представляется им рвачами из 90-х, которые богатеют за счет народа и ничего не делают для развития страны.
Во многом проблема заключается в том, что у действующей политической системы пока нет серьезных проводников в блогах и социальных сетях. Вспомним олигарха Алишера Усманова, который недавно записал видеообращение в ответ на обвинения Алексея Навального. С одной стороны, он подал коллегам хороший пример - представитель «элиты» публично высказался по поводу критики в свой адрес. Видеозапись, опубликованная олигархом в сети «Вконтакте» (принадлежащей самому Усманову), на сегодняшний день собрала почти 3,5 миллиона просмотров. И это отличный результат для человека, который впервые выступил в интернет-среде - он практически может сравниться с популярными в этом году YouTube-блогами «вДудь» (1,1 миллиона подписчиков) и «Дружко Шоу» (2,7 миллиона).
Но, с другой стороны, Усманов никогда не создаст собственный онлайн-канал, даже на фоне популярности своих первых двух видео. В том числе потому, что к интернет-аудитории «наверху» до сих пор относятся как к «детям», которые могут ужалить, но никогда серьезно не укусят (а если и будут «ловить покемонов в храме», то на них всегда найдется управа).
Впрочем, даже если Усманов и начал бы вести полноценный блог, новое поколение его с легкостью бы проигнорировало - в их сознании власть слишком сильно ассоциируется с роскошью, а олигарх Усманов, по мнению интернет-сообщества, - один из классических представителей правящей верхушки. Поэтому молодежь предпочтет ему ту же самую Сашу Спилберг. Да, она раскрутилась за счет ресурсов своего отца, но пользователи Сети видят в ней «свою»: Саша - их сверстница, и к тому же - молодая миловидная девочка, на которую просто посмотреть приятно.
Хотя большинство известных блогеров и подчеркивают свою аполитичность (якобы в политике денег нет), они часто лукавят. Большинство из них зависят от рекламодателей и менеджеров, которые начинают координировать бизнес после того, как «топ» перестает справляться с объемом технической работы - а она обязательно наваливается на определенном этапе. А если у блогера за спиной стоят влиятельные покровители, то он будет соблюдать в первую очередь их интересы. Так что появление Саши Спилберг в Госдуме - это не только жест «открытости к диалогу» со стороны действующей власти, но и, вполне возможно, попытка отца и его соратников продвинуть девочку на политической арене, а в перспективе - например, сделать ей карьеру первого депутата-блогера в истории.
Политики в блогах: от Георгия Полтавченко до Дональда Трампа
В пору президентства Дмитрия Медведева у представителей власти появилась мода на ведение микроблогов. Бывший глава государства является активным пользователем «Твиттера» (5,5 миллиона фолловеров), поэтому присутствовать в данной социальной сети когда-то было политическим трендом. Журнал Forbes посвятил этому большой материал.
В 2011 году персональный микроблог создал вновь назначенный губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и за два года набрал 130 тысяч фолловеров. Но вскоре после окончания президентского срока Медведева он стал все реже и реже публиковать посты и в мае 2013-го окончательно забросил это дело. Параллельно существовал и «официальный» блог губернатора (8 тысяч подписчиков), который номинально продолжает работать по сей день.
Сегодня у большинства государственных деятелей существуют такие «официальные» блоги, которые могут быть созданы на основе любой из существующих платформ - «Твиттер», «Инстаграм», «Фейсбук», «Вконтакте», «Живой журнал» и прочих. В подавляющем большинстве случаев их ведут пресс-секретари и пиарщики - они согласовывают информацию, делают фотографии во время мероприятий и публикуют их от имени политиков.
Но эти аккаунты нельзя назвать даже микроблогами в полной мере - почти всегда они дублируют информацию из официальных источников, а сообщения в них пишутся сухим казенным языком. Пользователи Сети, подписываясь на такие страницы, по факту следят за обновлениями на сайтах соответствующих ведомств. Поэтому у официального твиттера Кремля вовсе не баснословное количество читателей - всего около четырех миллионов человек. Конверсия (соотношение подписчиков и их реакции на посты) у блога также довольно маленькая - каждая запись получает всего от 100 до 300 лайков и меньше сотни ретвитов.
Для сравнения: у президента США Дональда Трампа - 32 миллиона фолловеров. Правда, неизвестно, продолжает ли он сам вести микроблог (как публично заявляет), или же это делают его помощники и имиджмейкеры, согласовывая с первым лицом каждую букву. Посты американского лидера эмоционально окрашены - он рассказывает о своей работе, о маленьких и больших победах, о жизни своей семьи, и тем самым очаровывает подписчиков своей открытостью и похожестью на них самих. Этими методами давно пользуются селебрити и известные российские блогеры. Но отечественные политики - практически никогда (исключение - инстаграм-аккаунт Дмитрия Медведева, в котором появляются его собственные фотографии и комментарии).
Многие жители США ненавидят Трампа за то, что он богатый, а многие, наоборот, любят - потому как верят, что он их самих сделает богатыми. У нас в стране, к сожалению, давно сложилось общее мнение, что власть может сделать богатой только себя и своих приближенных. И эти аргументы оппозиция активно использует в качестве доказательств своей позиции - находя любые оплошности в работе государственной махины.
Сегодня российская власть должна становится на рельсы социального прагматизма. Если она будет эффективно работать в интернет-пространстве, то сможет стать хотя бы отчасти популярнее в молодежной среде, ей также будет гораздо проще найти новых последователей. Но, с другой стороны, она должна обратить внимание и на свой собственный имидж - отказываться от излишеств и подчеркивать простые семейные ценности, там самым стать ближе к народу - как бы банально это ни звучало.
Тенденция повышения интереса власти к блогерам, о которой мы написали в начале, вполне может принести плоды. Но так ли нужен самим онлайн-звездам диалог с теми же депутатами? Ведь недавно началась активная борьба с анонимностью в Интернете, а если власть почувствует силу, она может вообще перестать слушать блогеров - начнет блокировки неугодных аккаунтов и порталов, введет цензуру, и пропадет та самая пресловутая свобода, которая позволяет им оставаться маленькими гигантами большого Интернета.
Алексей АБАКУМОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Прокомментировать ситуацию Интересант попросил одного из самых популярных блогеров в русскоязычном YouTube - Стаса Давыдова, который ведет юмористическое шоу «This is Хорошо» (5,8 миллиона подписчиков). Канал является шестым в мире и вторым в России по количеству просмотров в категории «Юмористы». Стас не является гражданином РФ (живет в Латвии), поэтому он одновременно видит, что происходит в отечественном и европейском киберпространстве.
«Успешно ведёт свои активности в Интернете мэр Риги Нил Ушаков. Я изо всех сил стараюсь избегать всего, связанного с политикой, но всё равно вижу, что у него всё делается правильно. Оно и неудивительно, ведь Нил - бывший журналист, а в его команде работают опытные пиарщики. Результат - его переизбирают уже на третий (кажется) срок мэром. Или нельзя больше двух подряд? (Я же сказал, что избегаю политики).
Сейчас всё просто: если тебя нет в социальных сетях и в Интернете, то тебя скорее всего вообще не существует. Особенно - для поколения людей до 24 лет. То есть, присутствовать в Интернете, несомненно, необходимо. Но это тоже надо делать «с умом» - чтобы не случалось #covfefe (речь о скандальной ошибке в твите Дональда Трампа - прим. ред.)
Я не знаю, как правильно вести борьбу с анонимностью, не знаю - нужно ли её вообще вести. Одно понятно - анонимности сейчас и так уже намного меньше, чем было лет 10 - 15 назад (да, я динозавр). И, чаще всего, люди с радостью добровольно делятся информацией о себе в профилях в социальных сетях, в играх, в фотках в «Инстаграме».
Так же годами «боролись с пиратством», пока не нашли верный способ - не сражаться с ним, а предлагать честную альтернативу (бесплатный стриминг музыки, подписочные видеосервисы, поддержка авторов в Интернете через добровольные пожертвования)».