В Петербурге назревает колоссальный скандал вокруг строительства станции метро «Театральная». Как стало известно «Интересанту», работы на этом стратегическом для города объекте фактически остановлены. Проходчики ЗАО «СМУ-11 «Метрострой», которое возводит «Театральную», отказались выходить на работу из-за огромных долгов по зарплате.
Станция «Театральная» является ключевой для продления четвертой, Лахтинско-Правобережной, линии петербургского метро. Согласно плану, она расположится на этой ветке сразу за «Спасской», потом будет «Большой проспект», а дальше (в перспективе) - целая цепочка станций: «Шкиперская», «Морской фасад», «Новокрестовская-2», «Лахта», «Конная Лахта», «Юнтолово». «Большой проспект» при этом активно строится, «Театральная» - в зачаточном состоянии.
Это вообще многострадальная станция: проектирование ее было завершено еще в 2012 году, но строительство начато лишь в 2016-м. Однако продвигается оно с большим трудом, а заявленные сроки сдачи постоянно переносятся. Сейчас это - ноябрь 2019 года.
Несколько месяцев назад председатель городского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин признал: «Театральной», возможно, уготована судьба станции-призрака. То есть первое время поезда будут проходить от «Спасской» до «Большого проспекта» без остановки. А всё потому, что до сих пор не решено, где точно будут выходы со станции на поверхность и когда их откроют. Смольный годами не может поставить точку в этом вопросе. Один из вестибюлей планируется сделать подземным, с выходом к Мариинскому театру, второй - разместить на улице Декабристов, но где именно - неизвестно.
Ну а вдобавок к этому возникла еще одна, совсем трудноразрешимая, проблема. «Театральную» теперь некому строить.
На днях в редакцию «Интересанта» обратились проходчики ЗАО «СМУ-11 «Метрострой». Они рассказали о том, что еще с сентября 2017 года им перестали выплачивать зарплату. И из-за этого работы на «Театральной» фактически не ведутся. Вместо четырех положенных бригад работает только одна.
- Еще осенью мы воспользовались своим правом приостановить работу, воспользовавшись статьей 142 Трудового кодекса РФ, - рассказал «Интересанту» бригадир проходчиков Андрей Тарасюк. - Однако в декабре руководство ЗАО «СМУ-11 «Метрострой» попросило нас выйти на работу, пообещав до Нового года погасить все долги по зарплате. Но нас обманули: к началу 2018-го мы снова не получили ни копейки. На этой неделе у нас должна состояться встреча с главой «Метростроя» Вадимом Александровым. Пока неясно, каковы будут ее результаты. Если ситуацию не удастся разрешить, мы готовы обратиться к президенту Путину.
Речь идет примерно о 70 рабочих ЗАО «СМУ-11 «Метрострой»: они приняли решение не ходить на работу, так как их вынуждают работать фактически бесплатно.
- Нарушаются наши права, ни во что не ставится Конституция, - возмущается Андрей Тарасюк. - Не понимаю, как такое может происходить в одном из крупнейших городов страны - Санкт-Петербурге, на одном из важнейших городских объектов - строительстве метро!
«СМУ-11» - ведущее предприятие по строительству петербургского метро. Оно участвовало в возведении практически всех станций последних десятилетий - «Проспекта Ветеранов», «Выборгской», «Девяткино», «Рыбацкого», «Проспекта Просвещения», «Пионерской», «Ладожской», «Улицы Дыбенко», «Садовой», «Спортивной», «Комендантского проспекта», «Обводного канала», «Звенигородской», «Бухарестской».
Сейчас, помимо «Театральной», на «СМУ-11» завязано также строительство одной из станций Фрунзенского радиуса - «Дунайской». Вероятно, проблемы возникли и там, хотя нам об этом доподлинно неизвестно. Между тем «Дунайская» - ключевая станция для сдачи участка из трех станций «Проспект Славы» - «Шушары», она находится между ними. Этот участок губернатор Георгий Полтавченко пообещал открыть для пассажиров в этом году. Видать, поторопился.
Невыплаты зарплат в ЗАО «СМУ-11 «Метрострой», вероятно, связаны со скандалом вокруг ее гендиректора Андрея Морозова. С ноября он находится под домашним арестом по обвинению в неуплате возглавляемой им организацией НДС и налога на прибыль. Инкриминируемая сумма - 719 миллионов рублей.
Интересна реакция на происходящее руководства «большого» «Метростроя», который возглавляет уже упомянутый Вадим Александров. В разговоре с прессой там подчеркнули, что обеспокоены делом Андрея Морозова, но причин сложившейся ситуации не знают, и к тому же «СМУ-11 Метрострой» юридически никак не связано с «Метростроем». А строительство на подземных объектах, дескать, продолжается.
При этом на официальном сайте «большого» «Метростроя» «СМУ-11» указано как входящее в его структуру предприятие. Там же висит и фотография «домашне-арестованного» Морозова. Ну а о том, как «продолжается строительство», мы уже подробно рассказали.
Очень показательно, что на задержку строительства «Театральной» пока что никак не отреагировали ни губернатор Полтавченко, ни его подчиненные. Хотя эта задержка бьет в первую очередь по репутации чиновников Смольного. Ну да им не привыкать…
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»