История с заявлением об отставке, которое на прошлой неделе написал ректор Театральной академии (РГИСИ) Александр Чепуров, получила продолжение. «Интересанту» стало известно, кто будет назначен новым ректором. И это имя вызовет самый настоящий скандал.
Заявление Александра Чепурова стало неожиданностью и для его коллег по вузу, и для Министерства культуры, в ведении которого находится РГИСИ. Чепуров имеет репутацию крепкого ректора, к тому же он - известный и уважаемый в театральных кругах профессионал. Вся жизнь Александра Анатольевича связана с ЛГИТМиКом - Театральной академией - РГИСИ.
По некоторым данным, желание уйти в отставку появилось у ректора в связи с хроническим недофинансированием вуза, которое особенно обострилось в последние полгода. Как сообщал «Интересант», с подобной проблемой столкнулись сразу несколько петербургских творческих вузов - Консерватория, Институт истории искусств, Институт живописи им. Репина. Театральная академия тоже испытывала бюджетный дефицит, хотя это и не афишировалось. Деньги для оплаты работы профессорско-преподавательского состава изыскивались с огромным трудом. На остальное вообще не хватало средств. В этой ситуации Александр Чепуров сделал свой выбор.
Кандидатуры на замену у Москвы не было. И вот тут резко засуетился Смольный. В качестве нового ректора РГИСИ он предложил советника вице-губернатора Санкт-Петербурга Наталью Пахомову и начал настаивать на этой кандидатуре. Министерство культуры такому напору поддалось. В итоге мелкая чиновница Смольного возглавит крупнейший творческий вуз Петербурга.
Наталья Пахомова служит советником при вице-губернаторе Владимире Кириллове. Впрочем, правильнее будет сказать, что Кириллов служит вице-губернатором при Пахомовой. Бывший чекист, поставленный руководителем Росприроднадзора, а позже переброшенный в Петербург, к Полтавченко, замом по культуре, ни черта в этой самой культуре не смыслит. Свою некомпетентность он маскирует многозначительным молчанием: ведет себя ниже травы, тише воды. Как и большинство нынешних обитателей Смольного.
Доходит до смешного. На церемонии вручения главной театральной премии Петербурга - «Золотого софита» - вице-губернатор по культуре Владимир Кириллов пробыл ровно три минуты, а другую авторитетную премию - «Театрал» - вовсе проигнорировал. Правда, в день вручения премии «Фигаро» он даже вышел на сцену, но лишь для того, чтобы зачитать приветствие губернатора. Зачитал, раскланялся и спустился в зал.
Естественно, за такого слабого вице-губернатора кто-то должен работать. Вот Пахомова и работает. Так, как умеет.
Тут необходимо сделать небольшое отступление и вспомнить стародавние советские времена. Как известно, тогда культурой руководила партия. Причем руководила жестко - не так, как Кириллов. И вот в 1970-х - 1980-х годах в Ленинградском обкоме КПСС заведующей отделом культуры работала Галина Семеновна Пахомова.
О ней рассказывают легенды, сравнивают ее с Фурцевой. Самодурство было в принципе свойственно высокопоставленным партаппаратчикам (как и нынешним чиновникам), но Галине Семеновне в этом плане, если верить воспоминаниям, не было равных.
В годы ее руководства культурой вынуждены были покинуть Ленинград и перебраться в Москву Сергей Юрский и Аркадий Райкин - им создали в городе на Неве невыносимые условия существования. Необоснованной критике подвергался Георгий Товстоногов; он создавал свои шедевры в БДТ вопреки колоссальному административному давлению. А сколько менее известных театральных деятелей, актеров, режиссеров тогда пострадали…
Вспоминают, как Галина Пахомова запретила устанавливать памятник на Васильевском остове в честь героев первых пятилеток. «Выглядеть он должен был так: развевающееся знамя, подхваченное могучим порывом времени, как бы сливается с фигурами тех, кто под алым стягом добывал свободу, отстаивал ее на полях сражений, самоотверженно трудился на заводах и фабриках в годы пятилеток, - рассказывают свидетели. - Впереди - порывистая фигура Ленина: распахнутое пальто, откинутые ветром полы, что подчеркивало устремленность вождя и идущих за ним людей - солдат, матросов, рабочих». Галине Семеновне почудилось, что у Ленина из-за языков развевающегося знамени «выросли лосиные рога».
Пыталась Пахомова руководить и журналистикой. Громила авторов статей о Высоцком…
Понятно, что всему виной эпоха, понятно, что страна жила по другим правилам, но даже в этой ситуации многие партийцы оставались людьми. Можно ли такое сказать о Галине Семеновне Пахомовой? Ее административный раж вспоминают до сих пор. Особенно когда сталкиваются с ее племянницей - Натальей Владимировной Пахомовой.
Да-да, советник вице-губернатора Кириллова и без пяти минут ректор РГИСИ - родственница той самой Галины Пахомовой. И - наследница ее управленческих традиций.
Еще в январе этого года «Интересант» сообщал, что деятели культуры Петербурга во время встречи с губернатором Полтавченко пожаловались ему на Наталью Пахомову, «которая вместо решения насущных проблем театров, концертных залов, других площадок, грубо вмешивается в творческий и административный процесс».
По мнению участников встречи, советник вице-губернатора «пытается рулить всем и вся». Речь, в частности, шла о попытках Пахомовой лично решать не входящие в ее компетенцию кадровые вопросы, вопросы бухучета, корректировать постановочные планы.
Ранее вопросы подобного рода обсуждались в режиме диалога с Комитетом по культуре, но как только Наталья Владимировна заняла пост при Кириллове, она всё мгновенно замкнула на себя.
В общем, Пахомова оказалась достойной продолжательницей дела своей тети, Галины Семеновны. И конечно, худруки петербургских театров с ее назначением ректором РГИСИ вздохнут с облегчением. Их предшественники настрадались от Пахомовой-старшей, сами они - от Пахомовой-младшей. Но Театральной-то академии за что такое наказание?
Поставить ректором самого свободного, самого творческого вуза мелкую чиновницу городской администрации - это же настоящее унижение для Петербурга. Какая там культурная столица? Подобные назначения - в духе провинциального Задрищенска. Кандидатура Натальи Пахомовой выглядит особенно нелепо в сравнении с фигурой теперь уже почти бывшим ректором Александром Чепуровым. Он - известнейший театровед, доктор наук, профессор. А Пахомова - кто?
Можно представить, как будет воспринято ее появление в РГИСИ. Как будут шокированы преподаватели, возмущены студенты. Фактически руками чиновников Смольного искусственно создается очередная горячая точка на карте города - Моховая, 35. Зачем, с какой целью? Только ради удовлетворения амбиций Натальи Владимировны?
Непонятно, кстати, почему Смольный вообще занимается решением этой кадровой проблемы. Задача чиновников администрации Петербурга - исполнять бюджет, заниматься городским хозяйством, привлекать инвестиции, строить дороги. Сфера федеральных учреждений высшего образования в их круг обязанностей не входит. Театральная академия напрямую подчиняется Министерству культуры. Зачем же Смольный влез в эту историю?
Ответ простой: потому что очень хочется везде расставить своих людей. Вот Чепуров для Кириллова и Полтавченко - он разве свой? Опыта работы в КГБ - нет, опыта работы в Росприроднадзоре - тоже. Театровед, интеллигентишка. То ли дело Пахомова - она, конечно, тоже «без опыта», но - с каким чиновничьим багажом и с какими генами! Своя!
А как ее воспримут - да наплевать! Не впервой. Вон в Академии Штиглица тоже бунтовали студенты после снятия ректора Василия Кичеджи и назначения Анны Кислицыной - девушки из Университета технологий и дизайна. И что? Побунтуют и успокоятся, рассчитывают чиновники.
Кстати, как сообщал «Интересант», к увольнению Кичеджи также приложил руку Смольный - губернатор Полтавченко лично требовал в Москве решения этого кадрового вопроса. И кандидатура Кислицыной, как теперь выясняется, имеет смольнинские корни. Точнее, предложил ее ректор Университета технологий и дизайна Алексей Демидов, метящий в кресло председателя Совета ректоров Петербурга и пытающийся укрепить свое влияние, а Смольный радостно согласился.
Ну хорошо, продвинула городская администрация двух априори слабых ректоров - Кислицыну (Академия Штиглица) и Пахомову (РГИСИ), они - свои, а дальше-то что? Ведь это породит не только внутривузовские конфликты - следом будет стремительно падать авторитет этих учебных заведений, а значит, и их рейтинг.
А самое главное - к управлению вузами ввиду беспомощности свеженазначенных ректоров все равно придется привлекать профессионалов. В Академии Штиглица, например, при Кислицыной сразу появился «нянька» - народный художник РФ Алексей Талащук (для него придумана должность «и. о. проректора - творческий руководитель»). В Театральной академии в качестве «няньки» к Пахомовой планируется приставить одного из самых известных петербургских режиссеров (ему будет отведена почетная, но ничего не значащая должность «президента РГИСИ»).
Подведем итог: фактически в двух крупных вузах Петербурга в результате неумных и волюнтаристских действий Смольного уже возник хаос, а в перспективе - неизбежно возникнет двоевластие. Ну а главное, взбудоражены преподаватели и студенты. Надо быть полным идиотом, чтобы не понимать: это - самый взрывоопасный электорат. Складывается ощущение, что за год до президентских выборов кто-то в Смольном решил поиграть со спичками.
Виктор ИВАНЦОВ,
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»