Скандал вокруг строительства участка метро «Театральная» - «Горный институт» вышел из-под земли на поверхность. Проходчики два месяца верили обещаниям своих директоров и чиновников Смольного о том, что многомесячные долги по зарплате им будут выплачены, и вот терпение иссякло. Сегодня утром проходческий щит в тоннеле был остановлен. Порядка 30 рабочих «СМУ-11 Метрострой» прекратили работу. Забастовка метростроевцев в городе Путина за полторы недели до президентских выборов - свидетельство полной некомпетентности Смольного, сигнал о критической ситуации в сфере городского менеджмента и необходимости срочно, в пожарном порядке, менять руководство северной столицы.
«Интересант» первым из СМИ еще 16 января в статье «Станцию метро «Театральная» строить некому?» рассказал о проблемах, с которыми столкнулись метростроевцы. Источником информации для нас в тот раз стал бригадир проходчиков Андрей Тарасюк. Однако связавшись с ним сегодня, мы узнали, что он принял решение об увольнении.
«Не выдержал - семью ведь кормить на что-то надо, - рассказал Андрей. - Теперь ищу работу. Даже при увольнении, в нарушение всех законов, мне так и не выплатили долг по зарплате».
Примеру Тарасюка последовало еще несколько десятков человек. Опытные профессионалы вынуждены увольняться из системы метростроя. Остающиеся профессионалы пока еще продолжают бороться.
Сегодняшнюю забастовку они объявили в соответствии со статьей 142 Трудового кодекса РФ. В ней сказано, что в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу до выплаты денег. По информации «Интересанта», дневная смена и часть вечерней смены сегодня поступит так же - приостановит работу.
«Надоело, что нас постоянно кормят «завтраками», - рассказал нам проходчик Алексей, попросивший не называть свою фамилию. - Мы любим нашу работу, отдаем ей все силы, но бесплатно трудиться не хотим. Нужно не только кормить семьи, но и элементарно как-то добираться до участка. Мы заняты строительством метро, значение которого для города трудно переоценить. Посмотрите, какими темпами новые станции возводятся в Москве! У нас же власти только тормозят строительство. Никто ничего не делает, чтобы новые станции появлялись быстрее!»
Алексей с сентября не получал зарплату. За прошедшее время «СМУ-11 Метрострой» добровольно выплатило ему… 5200 (пять тысяч двести!) рублей. В декабре 2017-го года Алексею пришлось обратиться в суд, и только благодаря судебному решению он получил деньги за сентябрь, октябрь и часть ноября. И это - всё!
В такой же ситуации оказалось еще несколько десятков проходчиков. Кстати, те, кто работу не приостанавливал, получили заработанное только за сентябрь-октябрь. То есть они продолжают ходить на работу бесплатно.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения проходчиков, стали слова вице-губернатора Игоря Албина о том, что зарплата всем выплачивается, задолженности больше двух месяцев нет, и, вообще, мол, этой ситуации не стоит уделять много внимания.
«Конечно, мы были возмущены этим заявлением, ведь зарплату нам не платили с ноября! - говорит проходчик Василий Гурник, проработавший 13 лет в «СМУ-11 Метрострой». - Чтобы выжить, люди берут кредиты. Мы не знаем, кто виноват в сложившейся ситуации - большой «Метрострой» или руководство нашего предприятия, но уверены, что в Петербурге точно такого быть не должно. Где же власти?!»
Чтобы получить зарплату за осенние месяцы, Гурник также был вынужден обратиться в суд. За всю осень заработанные деньги он всё же получил. Однако с 1 декабря - ни копейки.
«Мы от своей работы не отказываемся, - объясняют проходчики. - Но мы не можем трудиться бесплатно. А сейчас нас пугают: у нашего предприятия «Метрострой» просто отберет подряд, и тогда почти 500 человек вообще останутся без работы. Но разве это выход?»
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»