Причуды календаря Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) таковы, что в декабре петербургский СКА на своем льду проведет лишь один-единственный матч. Зато во втором по силе дивизионе - Высшей хоккейной лиге (ВХЛ) - «СКА-Нева» и «Динамо» в текущем месяце принимали соперников уже восемь раз на пару. Особый интерес вызывает как раз «Динамо» - в стане лидера ВХЛ не скрывают своего желания «повыситься в классе». Возможно, скоро в Петербурге станет одним клубом КХЛ больше.
Стремительный прогресс
Вообще хоккейное петербургское «Динамо» было основано еще в середине сороковых годов прошлого века. Но в семидесятых команду расформировали, возродив только в 2013-м. Зато затем события стали развиваться весьма стремительно. Женское «Динамо» сразу же замахнулось на медали чемпионата страны, мужская команда достойно выглядела в Молодежной хоккейной лиге (МХЛ). А с прошлого сезона «Динамо», помимо МХЛ, начало осваиваться и в ВХЛ. Причем дебютный сезон в «вышке» получился более чем удачным - в плей-офф команда дошла до четвертьфинала, где только в решающем, седьмом, матче серии уступила победителю «регулярки» - «Торпедо» из Усть-Каменогорска. Нынче динамовцы и вовсе сами лидируют в регулярном чемпионате (вторым, кстати, идет «СКА-Нева») и явно рассчитывают на успех в борьбе за Кубок Братины, аналог Кубка Гагарина.
Между прочим, ВХЛ - довольно любопытная лига, в которой выступают сразу 27 команд. В том числе коллективы с богатой историей, вроде ижевской «Ижстали», воскресенского «Химика», пермского «Молота-Прикамье», новокузнецкого «Металлурга» и уже упомянутого «Торпедо». Кроме того здесь в два раза больше китайских клубов, чем в КХЛ! И если «Куньлунь Ред Стар Хэйлунцзян» особо не блещет, то «Чэн Тоу» идет в группе лидеров. Правда, китайцев в его составе можно пересчитать по пальцам, но это уже совсем другая история.
Бесплатный хоккейный сыр
Очевидно, что столь впечатляющего начала чемпионата (и середины тоже) не ожидали даже в самом динамовском клубе. Но игроки в команде собраны достаточно сильные, в том числе и понюхавшие пороха в КХЛ. Да и тренер у «Динамо» с именем - Леонид Тамбиев в свое время успел поиграть не только в СКА, но и за сборную Латвии на двух Олимпиадах. Генеральный менеджер клуба - знаменитый в прошлом голкипер СКА Сергей Черкас. Всё в порядке и с финансированием - «Динамо» находится под крылом Аркадия Ротенберга. Который, как известно, также является председателем правления Федерации хоккея России.
На первый взгляд, факт удивительный: на многих матчах «Динамо» в «Юбилейном» - аншлаги. Понятно, что Петербург уже давно зарекомендовал себя хоккейным городом, но всё же народ привык ходить именно на бренд «СКА» в комфортабельный Ледовый. Причем по билетам, которые никак нельзя назвать дешевыми.
А тут - пусть и реконструированный, но всё равно не самый современный стадион, новая команда. На самом деле секрет столь высокой посещаемости прост - билеты на «Динамо» в большинстве случаев раздают бесплатно.
Это спорный маркетинговый ход. С одной стороны, он привел к выдающейся посещаемости, с другой - контингент зрителей соответствует нулевой стоимости билетов. Если на СКА ходит в основном обеспеченная, семейная публика, то динамовский «бесплатный хоккейный сыр» притягивает в том числе и маргиналов. После матчей эти «господа» орут и матерятся вокруг арены и в метро. Впрочем, в потасовках динамовские фанаты замечены пока не были. Обычно поорут, пошумят и успокаиваются.
Год назад на матче «Динамо» со «СКА-Невой» был установлен рекорд посещаемости ВХЛ на закрытых площадках - на трибунах собралось 9645 человек при вместимости «Юбилейного» менее семи тысяч человек. С точки зрения безопасности такое в принципе недопустимо! В нынешнем сезоне посещаемость на матчах, проходящих на главной арене «Юбилейного» (иногда хоккеистам приходиться перемещаться на малую арену, куда билеты продаются по 50 рублей) колеблется от пяти до семи тысяч человек. Что, кстати, больше, чем у очень многих команд КХЛ.
Так вот, к разговору о маркетинге. Если людей приучили ходить на хоккей бесплатно, то будут ли они платить, если дело дойдет до КХЛ? Согласитесь, не факт.
Что скажут в СКА?
По инфраструктуре и уровню организацию матчей «Динамо» уже сейчас готово для участия в КХЛ. Да и в самом клубе не скрывают своего желания выступать в элите российского хоккея. Отметим, что главным спонсором клуба является немецкая компания Wingas GmbH, «дочка» «Газпрома», а на форме игроков красуется логотип «Газпром экспорта». Компании, которой руководит экс-глава КХЛ Александр Медведев. С такой поддержкой получить место в Континентальной хоккейной лиге вполне реально, хотя гарантий нет.
Дело в том, что в самой КХЛ сейчас намерены сократить число участников, да и СКА наверняка не хочет лишиться своей петербургской «эксклюзивности». Особенно если динамовцы будут демпинговать в КХЛ - к примеру, продавать билеты на матчи с грандами за 100 - 200 рублей. Впрочем, «Динамо» и СКА при желании всегда могут договориться, так сказать, по-родственному, по-семейному.
Дмитрий КИРИЛЛОВ,
интернет-журнал «Интересант»